Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

В Оксфорде прошла научная конференция, посвящённая феномену «ересь» в западноевропейском Средневековье

30.04.2018 В Оксфордском университете состоялся двухдневный научный форум под названием «Запрещённые идеи Средневековья». Он посвящён феномену «ереси», его истории и содержанию в контексте западного христианства в период Средних веков, сообщается на сайте организатора форума Оксфордского центра гуманитарных исследований.

Как хорошо известно, в Средние века в Западной Церкви существовали чёткие канонические критерии для квалификации вероучительных отклонений. Эти критерии тщательно применялись ко всем подозрительным религиозным и даже социальным движениям для их оценки и последующего государственного воздействия на них.

Одну из основных целей конференции её организаторы видели в том, чтобы обсудить проблематику, связанную с проявлениями «ереси» и «еретических взглядов» в контексте средневековой схоластики. Это предполагает новые подходы и нетрадиционную трактовку феномена «ересь», выходящую за рамки его догматического и канонического определений.

Творчество теологов-схоластов сыграло неоднозначную роль в истории средневековых ересей. С одной стороны, своими выступлениями и дебатами они влияли на формирование механизмов выявления и квалификации еретических взглядов. С другой стороны, исследования их подчас самих учёных-теологов приводили в спорные области, делая их мишенью для обвинений в уклонении от истинной веры.

По вопросам влияния и роли схоластики в еретических движениях были представлены следующие доклады: «Между народной ересью и академической ошибкой»; «Определение ереси в сочинениях Исидора Севильского»; «Схоласты и Аристотель: случай академической ереси?»; «”Ошибка” или “ересь”: критический взгляд на Альберта Великого и его окружение», и др.

В пресс-релизе конференции отмечается, что «историки ереси, как правило, сосредоточены на популярных движениях, таких, к примеру, как катары, в то время как случаи еретического уклонения отдельных схоластов рассматриваются вне феномена ереси, просто как некое проявление частного богословского мнения, и не более».

Участники представили в своих сообщениях новый взгляд на средневековое понимание ереси и использование термина вне рамок канонического права, обратили внимание на роль как академических, так и стихийных факторов на зарождение, развитие и распространение тех или иных неортодоксальных воззрений и духовных практик в Западной Европе периода Средневековья.

Многие участники не обошли вниманием и традиционной темы отношений официальных церковных властей к ересям, давая этим темам новую интерпретацию с учётом роли схоластических споров и народных религиозных движений.

В этой связи прозвучали доклады: «Гонения на апостольский образ жизни: вальденсы и духовные францисканцы в во французском Лангедоке XIVвека»; «”Ut hereticus est censendus”: епископ Жак Фурнье (будущий папа Бенедикт XII) и неопределенность границ ереси на судах периода Авиньёнского пленения»; «Авторитет и Собор: епископы XIII века и антиеретические компании»; «Обвинение в ереси, судебная защита, покровительство и каноническое право: случай Дэниса Фулехата»; «Христианское исследование и оценка Талмуда: сначала сказки – потом ереси», и др.

Редакция текста от: 30.04.2018 16:17:28