21.08.2017 Известный британский католический богослов священник-доминиканец Айдан Николс (Aidan Nichols) заявил, что учение, которое внедряет в Католической церкви Папа Франциск, привело к возникновению в ней "чрезвычайно серьёзной" ситуации. Николс предложил реформировать каноническое законодательство так, чтобы оно могло позволять устанавливать доктринальные ошибки Папы Римского, сообщает издание британских католиков Catholic Herald.
Айдан Николс, плодовитый писатель-богослов (он написал более 40 книг по философии, теологии и апологетике), который читал лекции в Оксфорде и Кембридже, а также в Ангеликуме в Риме, заявил, что апостольская экзортация Папы Франциска "Amoris Laetitia" расходится с традиционным учением Католической церкви.
Николс предположил, что, учитывая заявления Папы Франциска о таких вопросах, как брак и нравственное право, Католической церкви может потребоваться "процедура для призыва к порядку Папы, который учит ошибочно".
Доминиканский богослов считает, что эта процедура может быть менее "конфликтной", если она произойдет во время будущего понтификата. В качестве примера он привел Папу Гонория, который был осужден за ошибку только после того, как он перестал занимать папский престол.
Николс высказал свои мысли, выступая на ежегодной конференции в Каддсдоне (Cuddesdon), которую проводит экуменическое общество - Содружество мч. Албания и прп. Сергия. Доминиканец обращался к преимущественно некатолической аудитории.
Николс пояснил, что потенциальная судебная процедура "предостерегла бы Пап от любой тенденции к непослушанию в сфере вероучения или простой небрежности", а также ответила бы на некоторые "экуменические обеспокоенности" со стороны англикан, православных и других, которые опасаются, что у Папы Римского имеется карт-бланш на внедрение какого угодно учения. "Действительно, нынешний кризис римского магистериума может быть промыслительно предназначен для привлечения внимания к пределам папского примата в этом отношении", - утверждает Николс.
Николс до сих пор публично не комментировал апостольскую экзортацию Папы Франциска "Amoris Laetitia", но подписал письмо 45 священников и богословов в Коллегию кардиналов, содержавшее просьбу запросить у Папы Римского разъяснения, чтобы исключить еретические и ошибочные интерпретации текста документа.
В своём докладе Николс упомянул некоторые из тех вопросов, о которых говорилось в "Письме сорока пяти": он отметил, например, что "Amoris Laetitia" порождает впечатление что монашеская жизнь не является более высоким состоянием, чем брак, - мнение, осуждённое как еретическое на Тридентском Соборе Католической церкви.
Утверждение о том, что разведённые и вновь вступившие в брак католики могут получать Причастие, не пытаясь при этом жить "как брат и сестра", также, по мнению Николса, противоречит традиционному учению Католической церкви, подтвержденному Папами Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI. Николс сказал, что это новое толкование, которое, по некоторым сообщениям, одобрил Папа Франциск, внесёт в Церковь "ранее неслыханное состояние жизни". Грубо говоря, это состояние "конкубината", т.е. внебрачного сожительства.
По словам Николса, хотелось бы думать, что при написании скандальной экзортации Папа Франциск был просто "небрежен" в своём языке, а не сознательно проповедовал ложное учение. Но это кажется сомнительным, учитывая сообщения о том, что Конгрегация вероучения предлагала поправки к тексту "Amoris Laetitia", но они были проигнорированы. Кстати, следует отметить, что предлагавший исправления бывший префект конгрегации кардинал Мюллер был недавно отправлен Папой Франциском в отставку.
Кардинал Раймонд Берк недавно вынес на публичное обсуждение вопрос о формальной коррекции вероучения Папы Римского. Тем не менее, Николс указывает, ни западный, ни восточный кодексы канонов не содержат процедуры "для расследования дела Папы подозреваемого в совершении вероучительной ошибки, а тем более - для суда над ним".
Николс отметил, что, согласно традиции церковного права, "первенствующий престол никем не судим". Но он считает, что Первый Ватиканский Собор обозначил пределы догмата о папской непогрешимости. Таким образом, "Римско-католическая церковь не считает, что Папа Римский неспособен смутить людей ложным учением".
"Он может быть высшим апелляционным судьей христианского мира…, но это не даёт ему иммунитета от совершения вопиющих вероучительных ошибок. Удивительно, - или, возможно, не так удивительно, учитывая то благочестие, которое окружило фигуры Пап Римских, начиная с понтификата Пия IX, - но этот факт, кажется, неизвестен многим, кому следовало бы понимать такие вещи". Учитывая ограничения на папскую непогрешимость, церковное право может быть в состоянии кодифицировать формальную процедуру расследования вопроса о возможной вероучительной погрешности Папы Римского.
Николс сказал, что в современном католицизме существует "опасность возможного раскола", но это маловероятно и не представляет столь непосредственной опасности, как "распространение моральной ереси".
Николс считает, что, если позиция, высказанная в "Amoris Laetitia", останется без исправления, "все больше и больше шансов, что она будет расценена как, по крайней мере, приемлемое богословское мнение". "И это нанесет большой ущерб, который нелегко будет поправить", - заключил доминиканский теолог.