07.02.2017 6 февраля 2017 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре Москвы состоялась научно-практическая конференция «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях».
Молебен в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи перед началом работы конференции возглавил клирик обители иерей Николай Мальцев.
Открывая форум, организаторы сообщили, что конференция стала частью научного проекта, призванного объединить научное сообщество и иночество, изучающее историю христианского аскетизма и монашества. Идея конференции возникла в ходе работы курсов дополнительного образования для монашествующих, которые в свою очередь вдохновили преподавателей на создание сайта «Монашество в истории».
Председателем оргкомитета конференции выступила настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Афанасия (Грошева), заместителем председателя ― монахиня Анувия (Виноградова). Научные кураторы ― О.А. Родионов и А.А. Ткаченко.
Заведующий Центром истории Византии и восточнохристианской культуры Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук, профессор М.В. Бибиков в докладе «Ранняя история Афона в памятниках святогорской монашеской историографии» рассмотрел все известные редакции масштабного историографического труда «Афониада» афонского книжника XIX в. Иакова Неаскитиота, детально раскрыв его связи с русским монашеством Святой Горы и с афонской историографической традицией в целом.
Научный сотрудник ИВИ РАН, кандидат исторических наук А.Б. Ванькова в своем выступлении «Византийские монахи и их объединения с точки зрения светского права» осветила правовое отношение к имуществу монастырей в Византийский период. Автор доклада особо остановилась на первых документах, узаконивших положение монастырей как юридических лиц, и на том, каким было отношение к личному имуществу монахов в разных монастырях в разные исторические периоды.
Старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук А.Ю. Виноградов в докладе «К вопросу о становлении акимитского богослужения» рассказал об основателе непрерывного богослужения св. Александре Акимите, а также о том, как формировалось, из каких частей состояло и действительно ли было непрерывным акимитское богослужение.
Священник Михаил Желтов посвятил свое выступление «Ранние чины монашеского пострига» причинам возникновения разных чинов монашеского пострига, отметив характерное стремление исследователей искусственно «состарить» эти чины. Докладчик также познакомил слушателей с тем, как становились монахами до возникновения чинов поставления и признания института монашества IV Вселенским Собором.
Старший научный сотрудник ИВИ РАН, старший преподаватель ПСТГУ, кандидат исторических наук О.А. Родионов в докладе «"Прото-Филокалия" прп. Паисия Величковского: исихастская книжность в эпоху просвещения» рассказал о роли прп. Паисия в составлении и издании рукописей по исихастской тематике. В своем выступлении исследователь подробно изложил причины, благодаря которым в Русской Церкви было преодолено сопротивление распространению умного делания.
Заведующий редакцией литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» А.А. Ткаченко представил доклад «Монастырские уставы бенедиктинской традиции», в котором рассказал об уставах монастырей до разделения Церквей, остановившись на уставе преподобного Бенедикта Нурсийского и этапах его реформирования.
Доцент МДА, заведующий Греко-латинским кабинетом и Академической библиотекой, кандидат богословия игумен Дионисий (Шлёнов) в докладе «Приобщение "знанию и мудрости" (по выражению прп. Никиты Стифата) как основополагающий принцип монашеской жизни» представил участникам конференции труд преподобного Никиты Стифата. В нем автор называет приобщение к мудрости и ве́дению Божиему свойством Херувимов, к которому также призваны епископы, священство, монашествующие и все верные. Переходя к образу современного инока, докладчик предложил участникам конференции задуматься о том, в какой степени сегодня мы можем быть сопричастны небесной мудрости.
А.В. Муравьев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИВИ РАН, в исследовании «Роль сирийских монастырей в передаче научного знания» рассмотрел значение монастырей в развитии образования на территории Сирии, историю возникновения «Дома знаний», иноческих образовательных центров, создание библиотеки Авраамом Кашкарским и появление на этой базе протоуниверситетской культуры.
Исследование кандидата филологических наук М.К. Кузьминой «Традиции русской агиографии ХV-XVI вв. в Житии Александра Ошевенского», представленное вниманию участников конференции, было посвящено особенностям формирования текстов русских агиографических памятников. Докладчица убедительно обосновала вывод о том, что компилятивность и неоригинальность памятника отнюдь не означает его неправдивости.
В докладе «"Сыны Завета" в сирийской аскетической традиции» сотрудник ЦНЦ «Православная энциклопедия» Е.А. Заболотный рассказал о значении сирийского термина «сыны Завета», обозначавшего монашествующих, и различных научных взглядах на эту тему.
Доктор исторических наук Ю.Е. Арнаутова в исследовании «Vita communis как основная форма организации западного монашества» рассмотрела переход от свободной отшельнической аскезы к монашеским общинам. На примере общины преподобного Пахомия Великого, основавшего городской монастырь, рассказала о монахах, которые не уходили от мира, но бросали ему вызов. Оставаясь среди людей, насельники городских монастырей видели свое призвание в исполнении правила, совершении богослужении и пребывании в братской любви.
Кандидат культурологии А.А. Королев в своем выступлении «Монашество в ранних папских декреталиях и посланиях», сосредоточился на восприятии раннего западного монашества конца IV ― нач. V в. с точки зрения папской власти, подчеркнув, что декреталии ― адресные послания пап имели каноническое значение. Две основные темы, отраженные в декреталиях, ― это соотношение монашества и клира и контроль над монашеской дисциплиной.
Кандидат исторических наук И.С. Редькова в докладе «Социальная рефлексия в монашеской экзегетике высокого Средневековья» рассказала о представлении рая как Небесного града в литургической жизни и богословии Запада.
В заключительном слове А.А. Ткаченко поблагодарил собравшихся за участие в конференции и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.