15.09.2016 Один из шедевров русской иконописи XVII века – образ «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах» 1640 года вернулся в Россию спустя 20 лет.
Икона была украдена в 1995 году из церкви Николы Надеина в Ярославле — филиала Ярославского государственного музея-заповедника.
9 сентября 2016 года ее торжественно встретили в аэропорту «Шереметьево», куда она была доставлена из Венеции, сообщает сайт Московской городской епархии.
Уникальный образ в Россию привез директор Музея русской иконы Николай Задорожный. В состав делегации по возвращению святыни вошел председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете Москвы, протоиерей Владимир Силовьев.
В аэропорту «Шереметьево» икону встречали представители государственных ведомств и сотрудники Ярославского государственного музея-заповедника.
— Уникальность иконы, во-первых, в том, что она имеет точный адрес: она была похищена из храма, и мы знаем, для какого храма она была написана, в какое время, с кем связана. Кроме того, надо отметить, что живопись 1640-х годов довольно немногочисленна. Это преддверие ярославского стиля, который развивается с середины XVII века во второй его половине, — рассказала зам. директора Ярославского музея-заповедника по науке Светлана Блажевская.
По ее словам, возвращенный образ, «как точка отсчета» — «она писалась одновременно с живописью в храме, возможно даже одними художниками, и имеет точную привязку ко времени».
— Таких вещей осталось очень мало, и она может служить датирующим экспонатом, по которому можно выстраивать хронологию менее очевидных произведений, — подчеркнула она.
В свою очередь, Николай Задорожный сообщил, что сразу после прилета на родину икона отправится в Музей русской иконы и примет участие в выставке, посвященной его 10-летию, которая запланирована на конец года. После нее икона вернется в Ярославский государственный музей-заповедник.
Напомним, что более десяти лет икона находилась в розыске, и только в 2016 году она была найдена научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи в одной из частных коллекций в Венеции. Святыня не может быть конфискована, поэтому переговорами и ее выкупом занялся Музей русской иконы.