20.11.2014 В Пскове завершён очередной этап реставрационных работ в Мирожском и Снетогорском монастырях.
В Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря восстанавливают уникальные фрески XII века, которые находились под более поздними росписями. Храм Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре XIV века искусствоведы называют жемчужиной России. В нём сохранилась настенная живопись, выполненная мастерами псковской школы.
Таких в России больше нет. Бесценный бадахшанский лазурит из Афганистана – плотным слоем. Им покрашены все фоновые части фресок. Киноварь, глауконит, малахитовая зелень... Сотни килограммов краски. В палитре все употребляемые в то время в монументальной живописи пигменты. Местных нет и в помине. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря построен и расписан греками в 40-х годах XII века. Время, когда на Руси только начинали строить первые храмы, а на окраинах Пскова еще действовали языческие капища. Поэтому иллюстрация Евангелия носит просветительский характер. Подробная, как раскрытая Библия, повествующая о земном пути Иисуса Христа, академически выверенная, местами как по линейке, она выполнена профессионалами высшего класса. Судьба фресок была непростой. В XVII веке их забелили, в конце XIX они раскрыты и прописаны заново палехскими мастерами красками на клеевой основе. Чтобы снять эти записи понадобятся десятки лет. Научная реставрация началась в послевоенное время. С 90-х работами руководит реставратор высшей квалификации Владимир Сарабьянов.
«Здесь очень много записей было, записей 1901 года, вот мы ее счищали, – говорит Владимир Сарабьянов. – Это довольно трудоемкий процесс, потому что она довольно крепко сидит на фреске. Эта работа – сродни хирургии. Хирургическими материалами, скальпелями различных размеров, вплоть до глазных скальпелей, которые вот такие маленькие-маленькие узенькие, все постепенно снимается эта запись. Она размягчается специальными растворителями и снимается, снимается до фрески».
В Снетогорском монастыре завершается реставрация в соборе Рождества Богородицы XIV века. Это храм, с которого в живописи и в архитектуре начинается псковская традиция. Экспрессия и абсолютная свобода художника в рамках канона, соединение разных исторических эпох, символов раннего и средневекового христианства в одном сюжете.
Подробности Страшного суда, каких раньше не было на фресках и Преполовение пятидесятницы, которое никто так не изображал. Народы – в различных головных уборах, символизируют языки всего мира, на которых будут проповедовать Апостолы после обретения благодати.
«Изображена закрытая решеткой дверь, – поясняет Владимир Сарабьянов. – Синагога не дает откровения, а вот здесь это откровение уже осуществилось. Такого сопоставления никто и нигде не знает. Это совершенно авангардный подход с точки зрения XIV века» .
Фрески забелили после осады Пскова Стефаном Баторием в XVI веке. 30 лет реставрации. Штукатурку укрепляют с помощью инъекций на известковом растворе. Красочный слой спасают, используя яичный желток. Технологии, известные с древности, когда соединение желтка и извести давало монолит, который разрушало не время, а только специальные усилия человека, оказались самыми надежными. Краски из местных природных пигментов. Желтая охра, красная черлень, серо-сиреневая рефть. Большие жемчужные украшения на одеждах. Аскетическая, но сияющая красота горнего мира. Уже через два года в специальном щадящем режиме здесь будут проходить богослужения. Специалистов по поддержанию оптимального для сохранности фресок климата готовят в Свято-Тихоновском университете Москвы. Ими станут сестры Снетогорского монастыря.