14.07.2014 Постоянная угроза физического уничтожения повисла дамокловым мечом над христианами Синайского полуострова, преследуемыми радикальными исламистскими группировками. О новом витке гонений на христианство Ближнего Востока рассказывают авторы портала "ал-Масихи ал-Йаум".
После свержения режима "Братьев-мусульман" в июне прошлого года, новая власть объявила "непримиримую войну против терроризма" на всей территории Египта. Тем не менее, Синайский полуостров, издревле известный и как древняя обитель христианства, и как вечное пристанище разбойников разных мастей, и поныне остается, де-факто, неподконтрольным правоохранителям территориальным субъектом, где царит опасная для христиан и христианства атмосфера террора и смерти.
Начиная с тридцатого июня 2013-го года, жители Синая стали свидетелями волны убийств, прокатившейся по всему полуострову. Средствами массовой информации чаще всего упоминается о нескольких случаях, отличившихся своей жестокостью и ужасающей демонстративностью: так, первым был застрелен настоятель церкви Георгия Победоносца Мари Аббуд, причем деньги и автомобиль, в котором смерть застигла пастыря, не были тронуты убийцами; следующей жертвой – на этот раз, вымогателей, - стал пятидесятипятилетний Маджди Ламаи, похищенный неизвестными в масках и увезенный в неизвестном направлении. Несмотря на то, что семья похищенного все-таки заплатила выкуп, обезображенный труп христианина был впоследствии найден полицией. Жизнь коптов Шенуды Рияда Мусы и Джамаля Шенуды чудом удалось спасти после получения похитителями огромных сумм – шестьсот и триста тысяч египетских фунтов соответственно; при этом психическое и физическое здоровье жертв радикалов вызывает определенные опасения и сегодня. Неизвестной остается судьба инженера, доктора наук Вади Рамсиса, похищенного преступниками неделю назад.
Примечателен тот факт, что обезображенные трупы и изувеченные тела христиан всегда сопровождались записками, в которых исламисты угрожали всем христианам Синая физической расправой, буквально приказывая им "по-хорошему" покинуть полуостров. Многие верующие восприняли эти угрозы всерьез и тотчас оставили Синай, бежав вглубь Египта или за границу. Точное число беженцев-христиан, увы, неизвестно, но эксперты сообщают о десятках (если не сотнях) семей, оставивших свои дома из-за открыто ведущихся такфиристами гонений против "неверных".
Напряженная обстановка хорошо ощущается жителями Рафаха, Шейх Зувейда и других городов Синая – ведь каждый день уже фактически объявленной войны может стать последним для женщин, с опаской выходящих из домов, и роковым для мужчин, с неохотой открывающих свои магазины и мастерские под страхом очередного обстрела. Но иного выбора нет – жизнь населенных пунктов идет, и неприветливый плуостров требует трудов от своих сынов.
В своем интервью порталу ал-Масихи ал-Йаум известный политик и общественный деятель, глава партии "ал-Карама" в городе Ариш, Халид Арафат, изложил свое видение драматических событий, имеющих место на территории Синая.
"Христиане Синая – не представители разрозненных племен, не бедуины-кочевники, - заметил Арафат. – Они – инженеры, учителя, чиновники всевозможных уровней, приехавших сюда более чем тридцать лет назад для того, чтобы поднимать эту землю. Они успели стать частью населения полуострова, не знающего междоусобиц и межрелигиозной розни". А потому, по мнению Халида, за случаями геноцида синайских христиан, стоят совершенно не-конфессиональные, политические мотивы. "Террористические группировки, преследующие христиан – это малоизвестные формирования, которые хотят "выйти в свет", обратить внимание общественности на себя, и, естественно, запугав население, создать для себя хоть какую-нибудь зону влияния. Это, скорее, не религиозная война, а давнее противостояние вооруженных банд и египетской власти", – заключил политик.
С Арафатом отчасти согласен и президент коптского объединения Египта в Арише Абануб Джурджус, особо отметивший роль похищений христиан в финансировании деятельности террористов. "Государство активно перекрывает денежные потоки, идущие на нужды исламистов из иностранных источников. – Добавил Абануб. – Потому им и приходится "довольствоваться" тем, что есть, прибегая к подобным методам". На вопрос, почему жители Синая не обращаются в соответствующие структуры с просьбами о помощи, Джурджус заметил: "Большинство людей сейчас просто боится последствий. Никто не знает, какие гости нагрянут, быть может, сразу же после подачи заявления в полицию".
Так или иначе, но под угрозой исчезновения сегодня находятся не только люди, но и храмы полуострова: радикалами уже разрушено множество синайских церквей, в том числе и памятников архитектуры. Неизвестность тревожит и насельников знаменитого монастыря святой Екатерины, не раз становившегося мишенью для агрессии такфиристов; но если обитель может похвастаться относительно неплохой охраной, то многочисленные святыни Синая остаются без должного внимания правоохранителей – зачастую, на защите храмов в воскресные дни стоят два-три солдата, практически беспомощные перед лицом массированной атаки боевиков.