23.08.2013 Католический университет Лёвена, старейший университет Бельгии, на протяжении более 500 лет считавшийся ведущим научным заведением в области римо-католической теологии, с 2014 г. начнёт обучать исламской теологии, пишет Gatestoneinstitute.
Решение университета продиктовано общей тенденцией среди европейских университетов развивать исламское образование, а также возрастающим влиянием ислама на континенте.
Учреждение образовательных программ по исламской теологии европейскими правительствами, финансирующими университеты на деньги налогоплательщиков, направлены, в том числе, на повышение образования имамов и религиозных учителей, большинство из которых не владеют в должной мере ни одним европейским языком.
Европейские политики верят, что смогут поставить под контроль образование имамов и таким образом контролировать и пропагандировать т.н. «евроислам», форму ислама, совместимую с европейскими ценностями и традициями, такими как верховенство закона, демократия, права человека и гендерное равенство, пишет Gatestone.
Однако, по мнению критиков, подобные ожидания наивны и ошибочны, поскольку будут служить лишь ещё большему распространению исламской религиозно-политической идеологии, которая по всем критериям противоположна европейскому укладу жизни.
Курс по исламской теологии в Лёвене будет предлагаться в рамках учебной программы кафедры Мировых религий, межрелигиозных отношений и религиоведения. Программа будет доступна лишь для тех студентов, у которых уже есть степень бакалавра.
Кроме того преподавание курсов по исламу будет вестись исключительно на нидерландском языке, что должно исключить возможность участия в программе зарубежных имамов. Университет пока не определился, кто будет преподавать предметы, и состав профессоров по новой программе пока не известен.
Для того чтобы завершить образование по данной программе студентам необходимо подготовить выпускную квалификационную работу, а также пройти практику в качестве консультанта по исламу в госучреждениях, больницах, тюрьмах, принять участие в молодёжных программах и т.д.
По словам министра образования Фландрии Паскаля Смета, новая учебная программа стартует в феврале 2014 г., и она должна стать важным этапом в обозначении «академических рамок для ислама».
На создание курса и его годичное функционирование Фландрией уже выделено 100 000 евро. Считается, что создание исламских учебных программ на базе университетов значительно выгоднее в финансовом отношении, чем организация их с нуля на новом месте.
Программы по подготовке имамов вслед за Фландрией распространяются и в других частях Бельгии, где мусульмане составляют только по официальным данным уже более 6% населения (один из самых высоких показателей в Европе).
В Северной Бельгии, Университет и колледж Антверпена запускают пилотный проект, в котором имамы и желающие стать имамами будут получать учебные кредиты за посещение таких предметов как Введение в бельгийское право, Введение в историю Бельгии, Межкультурное взаимодействие, Западная этика и т.п.
В соседней Голландии, правительство также финансирует несколько программ по исламской теологии. Первой такой программой стал грант на 2 млн. евро на организацию курса по исламу в крупнейшем голландском протестантском университете Свободный университет Амстердама. Студенты курса могут получить степень бакалавра и специалиста, прослушав курс по исламской теологии, арабскому языку и религиоведению со специализацией на нидерландском исламе и «пасторской деятельности».
Правительство Нидерландов также выделило 2.4 млн. евро Университету Лейдена на учреждение программы по исламской теологии. Обе эти программы, как и все прочие европейские, страдают несоответствием между желанием голландских политиков развивать «умеренный» спонсируемый государством ислам, и реальными требованиями местных мусульманских лидеров преподавать чистый и настоящий ислам.
Кроме того, министр образования Голландии учредил общественные фонды для школы Хёгскул в Амстердаме, практического образовательного центра, который готовит исламских учителей для преподавания в средних школах.
В Швеции в Университете Уппсала в 2012 г. появился первый профессор исламской теологии и философии.
В Германии исламская теология преподаётся уже в 4 университетах. Центр исламской теологии Тюбингена, отделения исламской теологии в университетах Нюрнберга, Мюнстера, Франкфурта были учреждены в течение 2012 – 2013 г. На организацию центров по подготовке имамов и учителей ислама было выделено ок. 20 млн. евро.
Однако большинство имамов – турков в Германии не владеет ни немецким, ни английским языками, на которых возможно обучение. Многие аналитики опасаются, что учреждение исламских центров в таком виде будет способствовать лишь распространению и проникновению радикального ислама в университетскую систему.
Три профессора, которые будут преподавать в исламском центре, признаются открыто, что они практикующие и верующие мусульмане. Один из них Омар Хамдан заявляет, что даже не ставит под вопрос тот факт, что Коран был написан Аллахом.
Также критики опасаются, что в исламские центры проникнут фундаменталисты и будут оказывать влияние на исследования и обучение. В центре на данный момент работает только двое независимых экспертов. Ещё пятеро принадлежат к таким группам как Турко-исламский союз по делам ислама (DITIB), который связан с правительством Турции.
По некоторым данным, Тайип Эрдоган использует (DITIB), чтобы поддерживать контроль над 900 мечетями Германии. Премьер-министр не раз высказывался о том, что ассимиляция мусульман в немусульманское общество - «преступление против человечества».
Во время встречи с министром внутренних дел Германии в феврале 2013 г. Эрдоган заявил, что требования Берлина об интеграции и знании немецкого языка турецкими мигрантами это «нарушение прав человека».
Министр образования Германии Шаван в свою очередь возлагает «огромные надежды» на новые исламские центры. По словам представителя министерства образования, «появление бюджетных исламских центров в Германии это историческая веха в образовании, сравнимая с подъёмом протестантского богословия после Реформации 500 лет назад. Мусульманская теология должно глубоко укорениться в университетах Германии и, следовательно, во всём обществе».