13.08.2012 Социологическая служба американского института по исследованию общественного мнения «Pew Forum on Religion and Public Life» опубликовала результаты масштабного исследования под названием «Мусульманский мир: единство и многообразие». Специалисты провели опросы среди 38 тыс. мусульман в 39 странах, чтобы выявить сходства и различия в мировосприятии мусульман, их отношении к своей религии и особенности толкования вероучительных истин среди мусульман разных направлений и стран.
Ислам является второй по числу верующих после Христианства религией в мире. В настоящее время в разных странах мира насчитывается около 1.6 млрд мусульман. В то время как СМИ часто изображают ислам в виде монолитного блока, среди мусульман в разных странах мира существуют некоторые существенные различия в понимании веры.
Предметом настоящего исследования стало мировоззрение мусульман в странах Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, Африки южнее Сахары, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Азии.
Социологи выяснили, что наибольшую роль играет религия в повседневной жизни мусульман Южной Африки, Юго-Восточной и Южной Азии и на Ближнем Востоке. От 80 до 98 % жителей этих регионов считают себя очень религиозными людьми. В Юго-Восточной Европе и Центральной Азии опрос отмечает серьезные различия по этому вопросу. Так, например, в Албании – единственном европейском государстве с мусульманским большинством – только 15 % мусульман заявили, что религия для них является «очень важной» составляющей жизни. В светской Турции 67 % мусульман назвали себя очень религиозными.
Среди религиозных различий в мусульманском мире важное место занимает вопрос о толковании Корана. Большинство мусульман стран Северной Африки и Ближнего Востока считают, что несколько интерпретаций священной книги недопустимы. В Египте 78 % респондентов заявили, что существует только одна правильная интерпретация исламского вероучения, 21 % рассматривают несколько возможных интерпретаций. В Марокко и Тунисе только 34 % и 35 % заявили о единственно возможном адекватном толковании Корана, 58 % жителей обоих стран придерживаются противоположной точки зрения. В общей сложности, более половины жителей 32 из 39 стран придерживаются мнения, что есть только одна правильная интерпретация исламского учения.
Еще один важным выводом исследования являются данные о восприятии различий между исламскими течениями – суннизмом, шиизмом и т.д. В странах Юго-Восточной Европы и Центральной Азии различие между суннитами и шиитами кажется не особенно важным: 50 % мусульман в этих регионах называют себя «просто мусульманами», не указывая при этом принадлежность к тому или иному течению.
Четкое различие в этом вопросе обнаруживают мусульмане Ближнего Востока и Северной Африки. Только около 12 % респондентов в этом регионе придерживаются определения «просто мусульманин», число тех, кто называют себя суннитами или шиитами, в некоторых случаях даже не признавая определения «просто мусульманин», очень высоко. В Марокко и Египте примерно половина суннитов и шиитов не склонны называть себя мусульманами. Исключение составляют страны с шиитским большинством, такие как Ливан, где 77 % суннитов и шиитов признают за определением «мусульманин» право на существование. В Ираке 82 % представителей разных ветвей ислама также согласны называться мусульманами.
Один из вопросов, объединяющих большинство опрошенных мусульман, является их отношение к 5 столпам ислама. В 36 странах из 39 принимавших участие в исследовании, более половины респондентов готовы поститься во время Рамадана. Исключения составляют жители Казахстана, Азербайджана и Албании. В Камеруне и Таиланде 100 % опрошенных мусульман придерживаются поста.
Пожертвования для нуждающихся (закят) более половины мусульман (иногда до 98 %) в 36 из 39 странах считают обязательными. Несмотря на различия в религиозной практике респонденты выявили желание каждый день совершать намаз и посещать мечеть. Регион югу от Сахары является наиболее ревностным в вопросе об исполнении 5 столпов ислама.
Что касается других аспектов веры, в среднем 89 % мусульман верят в судьбу, 88 % - в существование ангелов, 94 % - в существование рая и 87 % верят в ад.