21.04.2011 Февральская революция, лишившая власти диктатора Хосни Мубарака, дала мусульманам Египта больше свобод. Сняты ограничения со стороны правительства, появилась возможность на деле доказать свою «верность» исламу.
Для салафитов, предлагающих буквальную интерпретацию религиозных текстов, суфизм и все, что с ним связано, - ересь. Десятки суфийских мечетей в Египте за последние несколько недель были разрушены салафитами, сообщает WebIslam.
Салафизм – направление исламской мысли, призывающее ориентироваться на пример Мухаммеда, его сподвижников и праведных предков. Для этого, утверждают салафиты, необходимо вернуться к первоначальному учению ислама, существовавшему при пророке и первых поколениях мусульман, т.е. придерживаться исключительно Корана и сунн.
Салафиты, отрицающие любые «неортодоксальные» мистические учения в исламе, которые ввели в культ новые элементы - почитание могил умерших праведников, культ святых и мучеников - стараются теперь очистить страну от всего, что они называют ересью, что идет вразрез с их интерпретацией Корана. Последователи салафизма всегда столь «бескомпромиссно» отстаивали принцип Единобожия, что обращение к Богу через святых для салафита является недопустимым.
Разорения суфийских святилищ начались в прошлом месяце. Около 16 мечетей Александрии подверглись нападению. Салафиты не пощадили и самую известную суфийскую мечеть Александрии, названную именем андалузского шейха XIII в. аль-Мурси Абу-ль-Аббаса. В мечети находилась его могила. Он родился в испанской Мурсии на востоке Андалузии, которая в то время принадлежала мусульманам. Позже иммигрировал в Александрию, где и стал учеником-преемником известного суфия Абу Хасан аш-Шадхили. Это направление суфизма в настоящее время распространено в Северной Африке, Южной Азии и Индонезии.
«Культ святилища и святых запрещен в исламе, - утверждает один из салафитских авторитетов Мохаммад Хуссейн. - Принимающий в них участие не является истинным мусульманином».
Салафиты уничтожают святилища суфиев не только в Александрии, но и в других уголках страны. Жалобы в Министерство вакуфов и прокурорам постоянно поступают из провинций аль-Минуфийя и Асван.
Салафитские погромы вызывают ответную реакцию со стороны последователей суфизма. Люди пытаются силой защитить свои святыни, происходят столкновения.
На сегодняшний день в Александрии насчитывается 40 суфийских мечетей. На 4 млн. жителей города приходится около 500 тыс. последователей суфизма.
В Египте большинство населения исповедует ислам суннитского толка. Но из 83 млн. жителей около 14 млн. являются членами 74 суфийских орденов. Напротив, салафиты здесь насчитываются всего несколько сотен тысяч последователей.
Соперничество между последователями суфизма и салафитами существует почти с самого начала возникновения учения салафитов. Однако в последние 25 лет оно обострилось, считает специалист по суфийской культуре из Высшего института народных искусств Ибрагим Абдель Афес. «У этого конфликта большой потенциал: в каждом городе, во многих населенных пунктах можно найти, по крайней мере, 1 могилу местного святого», — утверждает исследователь.
Между тем, несмотря на очевидное, салафитские лидеры отрицают участие своих сподвижников в разорении суфийских святилищ. Они обвиняют прессу в желании взрастить страх перед салафитским экстремизмом. Известный салафистский лидер, шейх Яссер Бурхами, заявил, что его сподвижники никогда не стали бы разрушать святилища своими собственными руками или подталкивать к этому других.