Обсуждение статьи "ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3234
Дата регистрации: 08.11.2014
Вопрос по правке
23.02.2016 13:01:23

А чем не понравился текст о рассказе у Дмитрия Ростовского?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3834
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Вопрос по правке
23.02.2016 14:50:55 в ответ на "Вопрос по правке" (д. Александр Васильев)

> А чем не понравился текст о рассказе у Дмитрия Ростовского?

Я не увидел того, что это "тот же рассказ". Во всяком случае, эта история столь же похожа и на многие другие патериковые рассказы.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3234
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Вопрос по правке
23.02.2016 21:50:02 в ответ на "Re: Вопрос по правке" (Александр Иванов)

> > А чем не понравился текст о рассказе у Дмитрия Ростовского?
> Я не увидел того, что это "тот же рассказ". Во всяком случае, эта история столь же похожа и на многие другие патериковые рассказы.

Хотя я написал, что не настаиваю (а теперь уже и подавно, - сейчас объясню почему). Но история-то как раз та самая. Правда, в статью об иконе попал вариант не Димитрия Ростовского, а... из западных источников!

А вот каким боком эта история к иконе "Взыскание погибших" - этим вопросом я задался. НИГДЕ в официальных "житиях" иконы об этой истории не упомянуто. Белорусский сайт, с которого она попала в "Древо", не работает. Поиск по фрагменту текста в Гугле даёт кучу соцсетей, блогов и сайтов явно второй свежести вроде http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=120&p=2 Кто у кого копипастил - концов не найдёшь.

Между тем, 4 февраля (именно тогда, когда Димитрий Ростовский помещает своё "Воспоминание о некоем богобоязненном отшельнике") в латинских месяцесловах есть память "Theofilus de Boetvaardige" ("Феофила Кающегося"), дата кончины которого указана "† ca 538 " (ок. 538), эконома церкви, жившего в Адане (Киликия) - и там вся именно эта самая история! http://www.heiligen.net/heiligen/02/04/02-04-0538-theofilus.php - Вот, автвопереводчик в помощь.

Итак, у меня два вопроса: 1) имеет ли отношение указанная история к русской (пускай и итальянского авторства) иконе "Взыскание погибших", сведения о которой имеются ТОЛЬКО с XVII века?

2) Могу ли я сделать статью (и поместить память в 4.02) о Феофиле Кающемся - на основании прежде всего Димитрия Ростовского, называющего "богобоязненного отшельника" Антинойским, но не называющего его имени; с дополнением из голландско-латинской статьи? Кстати, и не только. Здесь: https://www.le.ac.uk/users/grj1/ssmain.html - та же память (правда, без даты): "Today, 4 February, is the feast of ... Theophilus the Penitent (?) - legend has it that after he lost a position in his diocese, he made a deal with the devil to regain it; after his return to office, he was overcome with remorse, and after forty days' penance he was able to confess his sin, which was pardoned by his bishop and everyone else in the church".

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3834
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Вопрос по правке
24.02.2016 07:37:39 в ответ на "Re: Вопрос по правке" (д. Александр Васильев)

> > > А чем не понравился текст о рассказе у Дмитрия Ростовского?
> > Я не увидел того, что это "тот же рассказ". Во всяком случае, эта история столь же похожа и на многие другие патериковые рассказы.
> Хотя я написал, что не настаиваю (а теперь уже и подавно, - сейчас объясню почему). Но история-то как раз та самая. Правда, в статью об иконе попал вариант не Димитрия Ростовского, а... из западных источников!

Возможно, корни и общие, но у свт. Димитрия нет ни слова ни про икону, ни про Богородицу, ни про хартию с диаволом, вместо алчности и самолюбия - блуд. Общее только - покаявшийся грешник и дата в календаре :)

> А вот каким боком эта история к иконе "Взыскание погибших" - этим вопросом я задался. НИГДЕ в официальных "житиях" иконы об этой истории не упомянуто.

Есть в Православной Энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/158344.html

> Итак, у меня два вопроса: 1) имеет ли отношение указанная история к русской (пускай и итальянского авторства) иконе "Взыскание погибших", сведения о которой имеются ТОЛЬКО с XVII века?

Видимо, да. Так говорит предание.

> 2) Могу ли я сделать статью (и поместить память в 4.02) о Феофиле Кающемся - на основании прежде всего Димитрия Ростовского, называющего "богобоязненного отшельника" Антинойским, но не называющего его имени; с дополнением из голландско-латинской статьи?

Не уверен, что это нужно.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3234
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Вопрос по правке
24.02.2016 11:03:10 в ответ на "Re: Вопрос по правке" (Александр Иванов)

> Есть в Православной Энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/158344.html

Упс... Как всегда, слона-то я и не приметил... Спасибо!

Однако в нашей статье есть расхождения с ПЭ! С Вашего позволения, немного поправлю (без экстремизма).

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3234
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Вопрос по правке
24.02.2016 14:19:35 в ответ на "Re: Вопрос по правке" (Александр Иванов)

Оказалось всё ещё интереснее. Статью поправил, поглядите.

Итак, по свидетельству независимых атеистических источников (имею в виду статью Жирмунского в "Лит. памятниках" (книга у меня есть, цитировал оттуда), источником рассказа об иноке Феофиле является его греческое житие. И таки есть память 4 февраля в "Полном месяцеслове Востока" в разделе памятей, не включённых в месяцеслов Русской Церкви! (Конечно, в свете этого сказание о "богобоязненном иноке" у Димитрия Ростовского попало в 4 февраля не случайно, - хотя текст там действительно представляет собой совершенно вольный пересказ исходника, так что упоминать о Димитрии Ростовском не стал. Тем более есть совершенно конкретный Спасский.)

Вот теперь у меня есть повод ещё раз спросить: с учётом вновь открывшихся обстоятельств санкционируете ли Вы статью о Феофиле и включение памяти (как "Греч.", естественно) в календарную статью?

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3834
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Вопрос по правке
24.02.2016 21:28:33 в ответ на "Re: Вопрос по правке" (д. Александр Васильев)

> Статью поправил, поглядите.

О. Александр, прошу прощения у Вас и у других участников - сейчас очень мало свободного времени, пытаюсь урывками подтверждать, поэтому правки, которые требуют вдумчивого прочтения, пока подвисают.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3234
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Вопрос по правке
24.02.2016 21:58:27 в ответ на "Re: Вопрос по правке" (Александр Иванов)

> > Статью поправил, поглядите.
> О. Александр, прошу прощения у Вас и у других участников - сейчас очень мало свободного времени, пытаюсь урывками подтверждать, поэтому правки, которые требуют вдумчивого прочтения, пока подвисают.

Ничего, потерпим. Я на следующей неделе выпадаю как минимум на полмесяца.

Единственное, конечно, не терпится узнать Ваше мнение по результатам моих раскопок относительно Феофила Кающегося относительно создания его памяти. Но - как получится.

Бог в помощь!

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3834
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Вопрос по правке
25.02.2016 20:44:48 в ответ на "Re: Вопрос по правке" (д. Александр Васильев)

> Вот теперь у меня есть повод ещё раз спросить: с учётом вновь открывшихся обстоятельств санкционируете ли Вы статью о Феофиле и включение памяти (как "Греч.", естественно) в календарную статью?

Насколько я понял, Спасский ссылается на Acta Sanctorum, это вовсе не свидетельство греческого почитания. Примечание "Греч." явно указывает на имеющееся почитание в Греческих Церквах, а, насколько я вижу, эта память отсутствует в доступных оцифрованных греческих святцах. Поэтому я бы воздержался пока от добавления этой памяти в наш календарь.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3234
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Вопрос по правке
25.02.2016 22:05:49 в ответ на "Re: Вопрос по правке" (Александр Иванов)

> Примечание "Греч." явно указывает на имеющееся почитание в Греческих Церквах, а, насколько я вижу, эта память отсутствует в доступных оцифрованных греческих святцах. Поэтому я бы воздержался пока от добавления этой памяти в наш календарь.

Спасибо, ответ, как говорится, понятен. Хотя в статье об иконе я не зря привёл выкладки о том, что именно с греческого жития был сделан латинский перевод. Ну, как хотите. Если найдётся где-нибудь у греков, вернусь к этой памяти. А пока включаю третью степень смирения. :)

Не тороплю Вас с подтверждением статьи об иконе - это терпит. Надеюсь, в её контексте упоминание об истории и памяти Феофила Кающегося у Спасского и на Западе вреда не принесёт, а горизонты расширит.

Ответить