Обсуждение статьи "ГАВРИИЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2510
Дата регистрации: 08.11.2014
Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
14.02.2016 12:46:29

Прежде всего, прошу прощения за ошибочную ссылку! До меня она была верной. Простите, что запутал Вас.

Александр Юрьевич, я настаиваю на правке. Поправил и житие.

В источнике святой поименован: "Άγιος Γαβριήλ ο Οσιομάρτυρας ο εν Κωνσταντινουπόλει" - "Святой Гавриил, преподобномученик, в Константинополе". На иконе изображён в монашеском (не священническом) облачении, но с мученическим крестом. В краткой житийной справке (1-й абзац текста) он прямо назван монахом:

> Ο Άγιος Γαβριήλ καταγόταν από την Αλλώνη της Προικονήσου. Έγινε μοναχός και υπηρετούσε σαν κήρυκας της ενορίας του Πατριαρχείου Κωνσταντινουπόλεως. Κατηγορήθηκε σαν υβριστής της μουσουλμανικής θρησκείας, φυλακίστηκε και βασανίστηκε στην Κωνσταντινούπολη. Παρέμεινε όμως σταθερός στην πίστη του και επειδή δεν δέχτηκε να γίνει μουσουλμάνος, αποκεφαλίστηκε στις 2 Φεβρουαρίου 1676 μ.Χ. Το λείψανο του Αγίου ρίχτηκε στη θάλασσα από τους Τούρκους. Το μαρτύριο του Αγίου συνέγραψε ο Ιωάννης Καρυοφύλλης.

(Автоперевод:)

> Гавриил пришел из другой Proikonnisou. Он стал монахом и служил в качестве проповедника прихода Константинопольского Патриархата. Обвиняемый обидчика как мусульманской религии, был заключен и замучен в Стамбуле. Но оставалась постоянной в вере и потому, что они отказались стать мусульманином, был обезглавлен на 2 февраля, 1676 AD Тело Санкт брошен в море турками. Мученичество Иоанна написал Karyophyllis.

Я теперь когда правлю статьи, стараюсь менять ссылки на частный сайт "Православный месяцеслов" ссылками на "Большой синаксарь". В этот раз не сделал этого только потому, что в "Большом синаксаре" текст гораздо короче, а я не занимался сверкой житий с "частным" месяцесловом, потому оставил ссылку именно на него (хотя совершил оплошность и вместе с заголовком из своих записей скопировал и неверную ссылку).

В "Большом синаксаре" святой также именуется преподобномучеником, и в тексте сказано, что "В раннем возрасте он стал монахом" ("Σὲ νεαρὴ ἡλικία ἔγινε μοναχὸς"):

Наконец, у Макария Симонопетрского также прямо сказано: "Приняв постриг..."

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2510
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
14.02.2016 12:59:24 в ответ на "Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (д. Александр Васильев)

P. S. Кстати говоря, я совершенно уверен, что в статье "ГАВРИИЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" можно удалить упоминание о "Преподобном Гаврииле Константинопольском" в разделе "Святые" - это наверняка тот же самый преподобномученик (ссылка на него возникла, видимо, из статьи "ГАВРИИЛ (БУНГЕ)", который "был назван в честь преподобного Гавриила Константинопольского"). Напр. в календаре на оф. сайте Элладской Церкви под 2. февраля он назван просто "преподобным"

> Γαβριήλ οσίου (†1676).

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3409
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
14.02.2016 13:34:27 в ответ на "Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (д. Александр Васильев)

> Александр Юрьевич, я настаиваю на правке. Поправил и житие.

О. Александр, спасибо, я принимаю Ваши аргументы, но еще раз обращаю Ваше внимание: для "Древа" первичным является текст статьи, все остальное - заголовок, календарь и прочее - должны приводиться в соответствие по тексту статьи. Таким образом, правки нужно в первую очередь вносить в текст статьи.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3409
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
14.02.2016 13:56:41 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (д. Александр Васильев)

> P. S. Кстати говоря, я совершенно уверен, что в статье "ГАВРИИЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ" можно удалить упоминание о "Преподобном Гаврииле Константинопольском" в разделе "Святые" - это наверняка тот же самый преподобномученик (ссылка на него возникла, видимо, из статьи "ГАВРИИЛ (БУНГЕ)", который "был назван в честь преподобного Гавриила Константинопольского"). Напр. в календаре на оф. сайте Элладской Церкви под 2. февраля он назван просто "преподобным"
> > Γαβριήλ οσίου (†1676).

Согласен, пока убираем.

Ответить
Незнайка, гость Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
15.02.2016 14:11:33 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (Александр Иванов)

> (Проконессос, ныне Мармара)

Проконессос? Это если окружным путем, через латынь Proconnesus, так сказать по методу Александра Иванова с его Низибией и иными попытками униатства.

Но правильным будет именно то название, которое изначально я и указал при создании статьи - Пр(и/е)конн(и/е)с (как мы, надеюсь, все помним, тут вопрос личного выбора при замене οι и η (ѣ) современными звуками), от греч. προίξ "наследство", т.е. "наследный остров". Окончание -ос, как мы опять же неоднократно говорили, должно быть отброшено при транслитерации с греч. на рус.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2510
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
16.02.2016 00:02:55 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (Незнайка)

> Проконессос? Это если окружным путем, через латынь Proconnesus, так сказать по методу Александра Иванова с его Низибией и иными попытками униатства.
> Но правильным будет именно то название, которое изначально я и указал при создании статьи - Пр(и/е)конн(и/е)с (как мы, надеюсь, все помним, тут вопрос личного выбора при замене οι и η (ѣ) современными звуками), от греч. προίξ "наследство", т.е. "наследный остров". Окончание -ос, как мы опять же неоднократно говорили, должно быть отброшено при транслитерации с греч. на рус.

В данном случае мне возразить нечего, поскольку я просто и тупо посмотрел, как это название передаётся, извините за выражение, в Википедии (естественно, пошастав и по другим местам сети). Правильно или нет, но "Проконессос" - вариант широко употребимый.

Тем более, Ваш вариант я не трогал, оставив его как основной.

Ответить
Незнайка, гость Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
16.02.2016 19:48:48 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (д. Александр Васильев)

> В данном случае мне возразить нечего, поскольку я просто и тупо посмотрел, как это название передаётся, извините за выражение, в Википедии (естественно, пошастав и по другим местам сети). Правильно или нет, но "Проконессос" - вариант широко употребимый.

Да я и не против. Ведь древо не какая то там шибко умная энциклопедия, а так - частный сайт типа дайджеста, где не только можно, но и принято выкладывать все подряд с тырнета.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2510
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
16.02.2016 20:18:41 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (Незнайка)

> все подряд с тырнета.

Это Вы зря. Я не говорил про "всё подряд". Я говорил о том, какое название сейчас употребимо по-русски. Есть разные словари и справочники. В части отражения именно правильных,"узаконенных" в современной языковой практике названий Википедия (о других аспектах я сейчас не говорю) - не самый скверный источник. Особенно если не поленться и походить по ссылкам.

Ответить
Незнайка, гость Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
17.02.2016 17:46:29 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (д. Александр Васильев)

> Это Вы зря. Я не говорил про "всё подряд". Я говорил о том, какое название сейчас употребимо по-русски. Есть разные словари и справочники. В части отражения именно правильных,"узаконенных" в современной языковой практике названий Википедия (о других аспектах я сейчас не говорю) - не самый скверный источник. Особенно если не поленться и походить по ссылкам.

И я о том же... Сейчас разного рода политики и эксперты (допольно известные все люди), выступая на телевидении, постоянно употребляют выражение "бомбандировки". Теперь пора и это слово срочно в разные словари и справочники вносить как "узаконенное" в современной языковой практике? Или как?

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2510
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
17.02.2016 20:36:23 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (Незнайка)

> Сейчас разного рода политики и эксперты (довольно известные все люди), выступая на телевидении, постоянно употребляют выражение "бомбандировки". Теперь пора и это слово срочно в разные словари и справочники вносить как "узаконенное" в современной языковой практике? Или как?

Вообще это не вполне тема данного форума... Однако с Вашим отношениям ко всякого рода "бомбандировкам" (хотя это всё же устная речь, а я говорил о письменной) я вполне солидарен. В словари и справочники "новоузаконенные" слова вносятся, как правило, не "по благословению" какого-то чиновника или даже редактора. Этим в России занимается, насколько мне известно, Институт русского языка РАН - "официальный регулятор русского языка в РФ". (Брезгливо упомянутая мною в предыдущих постах Википедия в части актуальности географических названий руководствуется именно официальными словарями и справочниками.)

Ответить
Незнайка, гость Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
18.02.2016 12:09:43 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (д. Александр Васильев)

> Вообще это не вполне тема данного форума... Однако с Вашим отношениям ко всякого рода "бомбандировкам" (хотя это всё же устная речь, а я говорил о письменной) я вполне солидарен. В словари и справочники "новоузаконенные" слова вносятся, как правило, не "по благословению" какого-то чиновника или даже редактора. Этим в России занимается, насколько мне известно, Институт русского языка РАН - "официальный регулятор русского языка в РФ". (Брезгливо упомянутая мною в предыдущих постах Википедия в части актуальности географических названий руководствуется именно официальными словарями и справочниками.)

Ваш "Проконессос" это именно "бамбандировка", только вдобавок еще и написанная. О чем ты тут спорим? Достаточно лишь подвергнуть спорное слово морфемному разбору: -бомб-ард-ир-овк-а- корень, суффикс, окончание. Примитивно.

То же самое с проталкиваемым вами топонимом: два корня προίκο(ν)- -νήσ- и окончание -ος, причем последние две морфемы составляют слово "остров". Где тут второе С, которое вы старательно пытаетесь впихнуть ? Нету (к вашему сведению корень -νήσσ- значит "утка")... Дифтонг -οί- при всем желании не читается как звук О. По сути, вы хватаетесь за чужую ошибку, как за некий альтернативный вариант, и упрямо защищаете этот лингвистический мусор без приведения каких либо аргументов... Вы даже не знаете, кто именно в Википедии написал эту ерунду.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2510
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве
18.02.2016 12:30:33 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (Незнайка)

Вы прочли то, что я написал? Или пробежали глазами? Где я защищал это слово - "Проконессос"? Я писал совсем о другом!

Извините, недосуг дальше искать.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1137
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: (Проконессос, ныне Мармара)
18.02.2016 14:03:19 в ответ на "Re: Правка отклонена модератором по причине: Источник теперь ошибочный. В статье нет ни слова о его монашестве" (д. Александр Васильев)

Модераторам: Прошу создать отдельную ветку с заголовком

> (Проконессос, ныне Мармара)
Начиная с http://drevo-info.ru/forum/9290.html

(см. выше)

>> Дифтонг -οί- при всем желании не читается как звук О.
Раньше писали, что "Proconnēsus" – это с латыни, а по-гречески "Προκόννησος", также "Προικόννησος", см. Проконнес // Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. - Тойбнер. Ф. Любкер. 1914, с. 152, http://dic.academic.ru/dic.nsf/lubker/1447/

См. так же Τερεζάκης Γιώργος, "Προκοννήσου Μητρόπολις", 2005, Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού, Μ. Ασία, http://www.ehw.gr/l.aspx?id=5938

Поэтому, что древний Проконнис [1], что вариант - Приконнис, названия, которые касаются не только "вопроса личного выбора при замене οι и η (ѣ) современными звуками" в слове "Пр(и/е)конн(и/е)с".

> Окончание -ос, как мы опять же неоднократно говорили, должно быть отброшено при транслитерации с греч. на рус.

Согласен, и для наглядности, после

> Где я защищал это слово - "Проконессос"? Я писал совсем о другом!

приведу две цитаты:

"Даже сами турки, особенно представители старшего поколения, нередко называют острова на греческий манер - Элафонисос (Мармара), Офиусса (Тюркели), Халони (Пашалиманы) и так далее", http://guide.travel.ru/turkey/marmara_islands/ .

"Первое название острова Элафонессос (Остров Оленей). Происходит от слова „элафос“-олень. Потом стал называться „Проконессос“ ", http://www.balikesirkulturturizm.gov.tr/Eklenti/7874,marmara...pdf

Здесь, ключевые слова: "Даже сами турки"...

Добавим, что раньше считалось, что "Элафонес" ≠ "Проконнес", см. Пропонтида // Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. - Тойбнер. Ф. Любкер. 1914, с. 158, http://dic.academic.ru/dic.nsf/lubker/1467/.



[1]  Страбон, География. Книга XIII, в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994, http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1267880676

Ответить