Обсуждение статьи "АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2749
Дата регистрации: 08.11.2014
В дополнение к правкам: Ещё один источник
03.07.2015 14:05:11

Опять я упёрся в свой лимит. При проверке модератором просьба (если сочтёте нужным) в сноску по поводу памяти 6 марта к двум источникам в скобках добавить ещё один:

> Жития святых. 1000 лет русской святости. Собрала монахиня Таисия. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. - Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery. Jordanville, New York, U.S.A. 1983. - С. 170, http://www.sedmitza.ru/lib/text/437039/

Считаю это важным, т. к. "ПЭ" с полной уверенностью указывает 9 марта не только как подлинную историческую дату перенесения, но и как церковную память, что неправильно. И лишний аргумент не повредит.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3564
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
03.07.2015 16:18:27 в ответ на "В дополнение к правкам: Ещё один источник" (д. Александр Васильев)

> Считаю это важным, т. к. "ПЭ" с полной уверенностью указывает 9 марта не только как подлинную историческую дату перенесения, но и как церковную память, что неправильно. И лишний аргумент не повредит.

ПЭ вполне ясно указывает обе даты. На первую ссылаются более ранние источники, на вторую - позднейшие. Не понимаю, почему Вы выбрали в качестве церковной памяти вторую дату. Пока убрал день первого перенесения мощей из раздела "Память". Добавим день, когда станет известной современная церковная практика.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2749
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
03.07.2015 16:29:11 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (Александр Иванов)

> ПЭ вполне ясно указывает обе даты. На первую ссылаются более ранние источники, на вторую - позднейшие. Не понимаю, почему Вы выбрали в качестве церковной памяти вторую дату. Пока убрал день первого перенесения мощей из раздела "Память". Добавим день, когда станет известной современная церковная практика.

Мне казалось, я вполне ясно обосновал свою позицию. Церковную память именно под 6 марта указывают сборники житий Димитрия Ростовского, Филарета Черниговского, монахини Таисии. Церковная память под 9 марта - это изобретение ПЭ, но никак не факт литургической практики.

Вы, конечно, можете делать что Вам угодно, поскольку здесь (как я многажды подчёркивал) хозяин - Вы. Но это вовсе не будет означать Вашей правоты. Если сейчас Вам угодно вывести за рамки "современной церковной практики" три авторитетнейших агиографических источника - извольте. Если Вы считаете, что "православная" в основном по заглавию энциклопедия может перечеркнуть эти три источника - Бог Вам судья.

Ещё ни разу корректировка даты какого бы то ни было события не влекла за собой автоматического изменения календаря. В данном конкретном случае от известной своей медлительностью (чтобы не сказать - пофигизмом) комиссии реакции мы не дождёмся НИКОГДА. Хотя бы потому, что этой третьей памяти вообще нет в официальном календаре. Ну, и не надо.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3564
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
03.07.2015 16:58:54 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (д. Александр Васильев)

> > ПЭ вполне ясно указывает обе даты. На первую ссылаются более ранние источники, на вторую - позднейшие. Не понимаю, почему Вы выбрали в качестве церковной памяти вторую дату. Пока убрал день первого перенесения мощей из раздела "Память". Добавим день, когда станет известной современная церковная практика.
> Мне казалось, я вполне ясно обосновал свою позицию. Церковную память именно под 6 марта указывают сборники житий Димитрия Ростовского, Филарета Черниговского, монахини Таисии. Церковная память под 9 марта - это изобретение ПЭ, но никак не факт литургической практики.

Погодите, давайте не будем пороть горячку. Ваша правка не пропала, ее всегда можно вернуть, но сначала нужно обсудить и прийти к согласию. Давайте посмотрим на факты. На дату 9 марта 1230 года указывают Лаврентьевская летопись и святцы Симона (Азарьина) 1650-х годов, т.е. это не изобретение ПЭ. В более поздних источниках указано опять же 9 марта 1231 года [1]; или 1229 года [2]. 6-го марта нет, тут Вы правы, я добавил в текст эту дату и указанные Вами источники.

Насколько я знаю, в исторической науке более ранние источники обычно имеют больший вес, но это для нас не имеет значения, поскольку дни церковного почитания определяются, как Вы справедливо заметили, именно литургической практикой. Так вот, существует ли современная богослужебная практика почитания памяти мч. Авраамия 6 марта?



[1]  Житие Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным

[2]  святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2749
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
03.07.2015 17:58:08 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (Александр Иванов)

> существует ли современная богослужебная практика почитания памяти мч. Авраамия 6 марта?

Понятие "современная богослужебная практика" не может не включать принятых Церковью агигорафических источников. Я назвал два бесспорных дореволюционных и один современный. Добавлю, что монахиня Таисия не просто переписала дату 6 марта у двух русских святителей. Вот Вам свидетельство современной литургической практики: Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене, 2014 [По благословению Высокопреосвященнейшего Марка, Архиепископа Берлинского и Германского РПЦЗ]. - С. 18 [6 марта]:

> Муч. Авраамия Болгарского.

Дополнительное свидетельство: сайт Успенского Княгигина монастыря, где почивают мощи святого: http://www.km1199.ru/hramyi-i-svyatyini/

> В 1231 году епископом Владимирским Митрофаном и епископом Ростовским Кириллом было установлено празднование памяти мученика Авраамия Болгарского в день перенесения его святых мощей во Владимир — 6 марта.

Однако я не был бы честен, если бы не упомянул о найденном свидетельстве как бы против меня. Правда, в отличие от официального календаря РПЦЗ, оно - не современное, т. к. датировано 1870-ми годами:

  1. > Его Высокопреосвященство вменил казанской д[уховной] консистории в обязанность предписать кафедральному собору, чтобы: 4) нарочитая служба, со всенощным бдением св[ятому] мученику Авраамию болгарскому, по примеру города Владимира, где почивают целые мощи его, отправляема была в 4 неделю по пасхе, так как сие более удобно для всеобщего народного чествования памяти сего угодника Божия, чем 1-го апреля - день мученической кончины его и 9-го марта - день перенесения честных мощей его из Болгар во Владимир, каковые дни всегда почти бывают в вел[иком] посту ...
  2. > «Что касается дней праздничных в честь мученика Аврамия, - указывал, в частности, в 1908 г. протоиерей Е.А.Малов, - то разногласие здесь оказывается относительно дня принесения святых мощей из Болгар в город Владимир. Одни писатели указывают на 6-ое число марта, а другие - на 9-ое, и самый год принесения одни считают 1229-м по Р[ождество] Х[ристово], а другие - 1230-м годом». (См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - Т. XXIII. - Вып. 6. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С. 424.)

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/26/pochitanie_svyatogo_...vv/

Практическим выходом из этого противоречия было бы проставление памяти 6 марта (с учётом всё-таки действительно актуального самого что ни на есть свежего календаря РПЦЗ), но со сноской, в которой было бы подробно раскрыто это противоречие. Думаю, что последние приведённые мною материалы важны: упоминание об указе совершать бдение 9 марта - факт. Но - факт минувшего. Современный календарь - факт актуальный. В противном случае я предложил бы оставить память 9 марта, а про 6-е объяснять в ссылке.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3564
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
04.07.2015 09:38:52 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (д. Александр Васильев)

Спасибо, попытался резюмировать в статье найденную информацию.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2749
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
04.07.2015 10:29:53 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (Александр Иванов)

> Спасибо, попытался резюмировать в статье найденную информацию.

И Вам спасибо. Если позволите, два замечания.

1) По цитированному Вами фрагменту резолюции архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) получается, что утверждены ДВЕ памяти Авмраамия Болгарского, тогда как на самом деле речь идёт о трёх - плюс переходящая память ВТОРОГО обретения мощей. Не хочу вмешиваться в хорошо сделанную Вам работу, поэтому прошу Вас самого немного расширить цитату, чтобы не возникало такого недоразумения.

2) После текста:

> В церковном календаре Берлинской епархии РПЦЗ 2015 года эта память помещена под 6 марта [10].

- я бы всё-таки дописал следующее (с точными ссылками в виде сносок, как у меня ниже):

> Этой даты придерживались в своих собраниях Житий святых также свтт. Димитри Ростовский [1] и Филарет Черниовский [2], а также монахиня Таисия [3].

Только Календарь РПЦ - да, это официально, и это актуально. Но это всё-таки и маргинально, увы.



[1]  Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского. - Кн. дополнительная 2 [Русские святые, январь-апрель]. - М.: Синодальная типография, 1916. // Репринт.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. - С. 506, http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Jitiya/4/R01Avraamiy.htm

[2]  Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - Т. 1. - С. 354-355.

[3]  Жития святых. 1000 лет русской святости. Собрала монахиня Таисия. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. - Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery. Jordanville, New York, U.S.A. 1983. - С. 170, http://www.sedmitza.ru/lib/text/437039/

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3564
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
04.07.2015 10:45:46 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (д. Александр Васильев)

> 1) По цитированному Вами фрагменту резолюции архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева) получается, что утверждены ДВЕ памяти Авмраамия Болгарского, тогда как на самом деле речь идёт о трёх - плюс переходящая память ВТОРОГО обретения мощей. Не хочу вмешиваться в хорошо сделанную Вам работу, поэтому прошу Вас самого немного расширить цитату, чтобы не возникало такого недоразумения.

Так цитата приводится в сноске именно как подтверждение традиции памяти 9 марта. А где в источнике про третью память?

> 2) После текста:
> > В церковном календаре Берлинской епархии РПЦЗ 2015 года эта память помещена под 6 марта [10].
> - я бы всё-таки дописал следующее (с точными ссылками в виде сносок, как у меня ниже):
> > Этой даты придерживались в своих собраниях Житий святых также свтт. Димитри Ростовский /.../

Это будет дублирование 7-й сноски: http://drevo-info.ru/articles/version/129471.html#7 К тому же данный абзац касается именно современной церковной традиции, более ранние традиции описаны выше.

Ответить
д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 2749
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
04.07.2015 21:49:10 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (Александр Иванов)

> цитата приводится в сноске именно как подтверждение традиции памяти 9 марта. А где в источнике про третью память?

26 апреля 1899 г. резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (А.Д.Брянцева) был утверждён «Порядок празднования памяти Свв[ятителей] Гурия, Варсонофия и Германа Казанских Чудотворцев и мучеников Казанских Авраамия болгарского, Иоанна, Петра и Стефана», согласно которому в качестве дней памяти святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского утверждались 1 апреля - «день страдальческой кончины мученика» и 9 марта - «день перенесения честных мощей мученика из селения Болгар, Казанской епархии, в г[ород] Владимир».

При этом особо указывалось на то, что: «Нарочитая по всем церквам Казанской епархии служба со всенощным бдением, величанием, молебном после литургии св[ятому] мученику Авраамию Болгарскому, по примеру г[орода] Владимира и по установившемуся уже в Казанской епархии обычаю, должна быть отправляема в 4 неделю по Пасхе, так как сие более удобно для всеобщего чествования памяти сего Угодника Божия, чем 1 апреля и 9 марта, каковые дни всегда почти бывают в великий пост. Но и 9 марта и 1 апреля, если эти дни падут не на страстную седмицу, делается прибавка в стихирах в честь мученика по уставу, служится Преждеосвященная литургия, а после оной молебен ему».

> Это будет дублирование 7-й сноски: http://drevo-info.ru/articles/version/129471.html#7 К тому же данный абзац касается именно современной церковной традиции, более ранние традиции описаны выше.

Ладно, не настаиваю, это действительно не определяюще в данном контексте.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1237
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
05.07.2015 17:11:57 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (д. Александр Васильев)

> "В ряде позднейших источников указывается на перенесение мощей 6 марта 12301229, 1230 или 1231 года", http://drevo-info.ru/articles/version/129471.html

Позднейшие источники? - На 6 марта 6738 года указывают и Воскресенская (стр. 136) и Львовская (свод 1518, стр.) летописи , и Степеная книга (стр. 331), ПСРЛ, http://psrl.csu.ru/indexs/index_tom.shtml.

За 6 марта высказывался и Александр Понамарев, профессор СПбДА, издатель-редактор журнала "Странник" (см. ПБЭ, т.1, тб. 189 - 190, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003960155#?page=111) и архим. Сергий (Спасский), "Полный месяцеслов Востока", т. II, стр. 60, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...k/2

> Ладно, не настаиваю, это действительно не определяюще в данном контексте.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 3564
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник
05.07.2015 18:44:20 в ответ на "Re: В дополнение к правкам: Ещё один источник" (Олексій Тре)

> > "В ряде позднейших источников указывается на перенесение мощей 6 марта 12301229, 1230 или 1231 года", http://drevo-info.ru/articles/version/129471.html
> Позднейшие источники? - На 6 марта 6738 года указывают и Воскресенская (стр. 136) и Львовская (свод 1518, стр.) летописи , и Степеная книга (стр. 331), ПСРЛ, http://psrl.csu.ru/indexs/index_tom.shtml.
> За 6 марта высказывался и Александр Понамарев, профессор СПбДА, издатель-редактор журнала "Странник" (см. ПБЭ, т.1, тб. 189 - 190, http://dlib.rsl.ru/viewer/01003960155#?page=111) и архим. Сергий (Спасский), "Полный месяцеслов Востока", т. II, стр. 60, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...k/2

Большое спасибо, поправил.

Ответить