Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Форум: Общие темы

Губин Андрей Владимирович
пользователь
Мп

Сообщений: 544
Дата регистрации: 13.09.2011
Отзыв или характеристика
01.10.2024 17:47:05

>Могу лишь только повториться: листая ВЕВ, в жизни бы не догадался

В номерах епархиальных ведомостей за 1915 или 1916 годы (не вспомню и не могу найти) есть материал, в котором краевед Николай Поликарпов отзывается о наместнике Воронежского Митрофанова монастыря архимандрите Александре (Кременецком), называя его самыми лестными словами восхищения, и преданным Царскому Престолу (материал скорее всего в неофициальной части какого-нибудь номера).

Как я ни пытался не могу найти. Вовремя не записал и всё, как вылетело: помню только, что во время листания ВЕВ искал назначения священника Владимирова Димитрия.

Только не этот

Библиография. ВЕВ 1915, № 24 (14 июня) неофиц. часть, c. 665-668. Архимандрит Александр (Кременецкий). Высокопреосвященный Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский. Воронеж 1915 г. Стр. 56. Цена 20 коп.

Весьма благовременно приспела эта прекрасная книга достопочтеннейшего отца архимандрита Александра.

Святитель Антоний - накануне своего прославления, сказал Высокопреосвященный Тихон (Никаноров) Великой Княгине Елисавете Феодоровне, когда она месяц тому назад приезжала в Воронеж на поклонение мощам особенно чтимого ею Воронежского первопрестольника Святителя Митрофана. С благоговением Великая Княгиня поклонилась гробнице святителя Антония и при совершении у гробницы панихиды вознесла к Господу молитвы и по Святителе и вместе по в Бозе почивающем Супруге своем Великом Князе Сергее Александровиче. Затем она благоволила принять книгу о Святителе, составленную Н.М. Савостьяновым.

Хороша, нет слова, хороша книга Севастьянова, как близкого друга и благоговейного почитателя святителя Антония, но всякое историческое лицо, как и всякое событие, может быть правильно рассмотрено и оценено только издали, в исторической перспективе. Такое именно правильное изображение и историческую оценку личности нашего третьего Воронежского Святителя дает книга архимандрита Александра. Отец Александр весьма много, более, чем кто-либо другой, потрудился для великого дела прославления святителя Антония. Еще в 1906 году, к 60-ти летней годовщине кончины святителя, он издал книгу под тем же заглавием, как и нынешняя, но большего размера и более дорогую по цене (40 к.), одобренную учебным Комитетом при Св. Синоде для библиотек всех духовно-учебных заведений. Потом в 1913 и 1914 годах под его редакцией были напечатаны 2-е и 3 е издания книги Савостьянова.

На страницах „Воронежских Епархиальных Ведомостей" им напечатано несколько сообщений о знамениях милости Божией по молитвам Святителя Антония (№№ 20, 42 и 46 - 1914 года и №12 - 1915 года).

По инициативе его и А.А. Полянского, на пожертвования многочисленных почитателей памяти Святителя Антония, устроена в прошлом году часовня-усыпальница над гробом святителя, а над самою могилою его великолепное мраморное надгробие, и учреждено почти целодневное служение панихид для постоянно притекающих ко гробу святителя богомольцев.

Такое особенное, усерднейшее и благоговейнейшее почитание святителя Антония и частое молитвенное общение с духом почившего святителя дало автору способность, так сказать, проникнуть во святое святых его духа и изобразить его для читателей так, что и им образ святителя становится близок, ощутительно близок и ясен. После прочтения соответствующих отделов новой книги отца Александра - о том, что сделал святитель Антоний для прославления первых двух Воронежских святителей Митрофана и Тихона, и об особых благодатных дарованиях, свойственных самому Антонию, становятся понятными духовная близость живого тогда Святителя с теми почившими Святителями, а также и дивные явления еще при жизни Антония некоторым благочестивым людям всех трех Святителей Воронежских вместе. А после прочтения заключительной главы этой книги: „Знамения милости Божией по молитвам архиепископа Антония", где собраны сведения о 14 таких знамениях, читатель невольно проникается желанием и ожиданием скорейшего всецерковного прославления Антония. Особенностью новой книги, по сравнению с книгой Савостьянова, с прекраснейшей книгой о Святителе почившего Преосвященного Лаврентия (Некрасова), а также и с упомянутой выше первой книгой самого о. Александра (изд. 1906 г.), является самое изложение, самый тон, взятый автором для изображения личности, духовных дарований, трудов Святителя, его кончины в явлений милости Божией по его молитвам. Тон - именно житийный, каким пишутся жития прославленных, канонизованных святых. Читателю, знающему, что в старину на Руси возможны бывали случаи появления подложных житий, даже подложных чудес, случаи пересмотра высшей церковной властью дел о почитании уже канонизованных святых, особенно приятно видеть и отметить в книге архимандрита Александра, что ему, читателю, не навязываются такие слова и понятия, как „Святитель", „угодник", „праведник", „подвижник": автор как бы нарочито избегает этих слов, но они сами напрашиваются в сознание и на язык читателя по ознакомлении с книгой. Ни подвиги, ни духовные дарования Антония автором не преувеличиваются, но вместе с тем воссоздаются так, что Антоний неволь­но в сознании читателя становится в один рост с Святителями, Митрофаном и Тихоном, Воронежскими. Как видно из предисловия, автора заботила мысль дать книгу дешевую, доступную по цене, и для тех бедных - неимущих, о которых особенно при жизни своей печаловался благостный Святитель. И действительно, цена книжки в 56 страниц в большую восьмушку листа с прекрасным изображением Святителя - 20 коп. - весьма недорогая. И по языку своему книга доступна не только для бедных людей, но и для препростого малограмотного народа. Печать и бумага хорошие. Опечаток почти нет. Нельзя не пожелать этой прекрасной книге возможно большего распространения и именно в простом верующем народе во славу святителя Антония.

Николай Поликарпов (1871-1934), с 1924 года - еп. Бутурлиновский (далее - Бакинский и Прикаспийский).

Ответить