Шевченко Василий только чтение православный, РПЦ МП Сообщений: 521 Дата регистрации: 23.07.2022 |
выбор по разным источникам даты смерти
21.12.2022 19:16:48 |
|
Собирая имена свв. подвизавшихся в Константинополе, не исправил дату смерти около имени прп. Исаака т. к. так стоит в его персональн статье на "Древе". Но по другим источникам - время кончины святого позже. Есть два варианта 1) (+ ок. 406 - 425) Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 г. нельзя считать годом смерти преподобного. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 г. [10] Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти св. Исаакия. Так, А. Камерон относит его кончину к 416 г. на основании данных о церкви первомч. Стефана, в которой были положены мощи Исаакия [11]. Существует мнение, что святой скончался в 424 или 425 г. [12] [10] См.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109. [11] Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73–75). Существует мнение, что И. скончался в 424 или 425 г. (Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007). [12] Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007 Преподобный Исаа́кий Далматский, игумен 2) (2-я пол. IV - V в.) Т. А. Артюхов. ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ // Православная энциклопедия, Т. 27, С. 39-46 Тоже поменять у прпп., поставив (2-я пол. IV - V в.)
Хочу выбрать вариант из ПЭ, может, модератор сам поменяет быстро?, но помню, что были коммент., что общие, приблиз даты, при наличии наход. конкретных - лучше не ставить. Будут возражения против моего выбора - (2-я пол. IV - V в.)? |
||
Ответить | ||
Панайот Кофалалос только чтение православный клирик (УПЦ) Сообщений: 1022 Дата регистрации: 30.03.2021 |
Re: выбор по разным источникам даты смерти
21.12.2022 22:35:58 в ответ на " выбор по разным источникам даты смерти" (Шевченко Василий ) |
|
> помню, что были коммент., что общие, приблизительные даты, при наличии нахождения конкретных - лучше не ставить. Будут возражения против моего выбора - (2-я пол. IV - V в.)?
Могу лишь высказать личное мнение, не претендуя, так сказать, на абсолютную правоту. Несмотря на моё специфическое отношение к "Православной энциклопедии" в целом, я всё же воспринимаю её как собрание наиболее актуальных на сегодняшний день сведений. И даже если в официальном календаре МП стои́т другая дата (кончины), я выбираю вариант "ПЭ". В редких случаях, когда "ПЭ" объясняет свой выбор даты, сделанный из нескольких вариантов, и эти объяснения мне предсталяются неубедительными, я делаю собственные выводы (таких случаев пока было два или три). В остальных случаях приоритет - дата календаря МП, если только не имеется конкретной более новой информации. Но и тут следует быть осторожным: очень многие даты (как, кстати, и транскрипции имён некоторых святых) не меняются много лет, и зачастую являются элементарно устаревшими. Замечено, что у греков даты часто почему-то более ранние, чем у нас; у католиков или как у греков, или вообще не пойми... Один и тот же святой в одном календаре датирован IV веком, в другом - I. Последнее чаще всего - следы попыток "подтянуть" подвиги святых к апостольским временам и объявить их апостольскими учениками... В этих случаях приходится подымать дополнительные календари и, убедившись, что большинство идёт вослед за здравым смыслом и избирает более позднюю дату, соглашаться с этим. Давать две или даже три альтернативных даты можно и нужно, особенно когда разница между ними велика, а для выбора более достоверного варианта недостаточно информации. Мне так кажется. С удовольствием прочту мнения других. |
||
Ответить | ||
Александр Иванов администратор православный Сообщений: 4778 Дата регистрации: 17.01.2005 |
Re: выбор по разным источникам даты смерти
22.12.2022 04:05:55 в ответ на "Re: выбор по разным источникам даты смерти" (Панайот Кофалалос) |
|
Тоже предпочитаю ПЭ, просто в силу того, что у них, как правило, присутствует хоть какая-то аргументация и ссылки на источники, в отличие от календарей и пр., где всё обычно голословно. Что касается списков, изменения действительно должны прописываться сначала в биографической статье. Если предположительных дат кончины много или разброс большой, в списках лучше ставить век или период в веках, а все подробности оставлять в персональной статье. |
||
Ответить | ||
Шевченко Василий только чтение православный, РПЦ МП Сообщений: 521 Дата регистрации: 23.07.2022 |
Re: выбор по разным источникам даты смерти
22.12.2022 19:03:08 в ответ на "Re: выбор по разным источникам даты смерти" (Александр Иванов) |
|
> Тоже предпочитаю ПЭ, просто в силу того, что у них, как правило, присутствует хоть какая-то аргументация и ссылки на источники, в отличие от календарей и пр., где всё обычно голословно.
> Что касается списков, изменения действительно должны прописываться сначала в биографической статье.
Вам обеим спасибо за комментарий, соглашусь!
|
||
Ответить | ||
Панайот Кофалалос только чтение православный клирик (УПЦ) Сообщений: 1022 Дата регистрации: 30.03.2021 |
Re: выбор по разным источникам даты смерти
23.12.2022 01:20:07 в ответ на "Re: выбор по разным источникам даты смерти" (Шевченко Василий ) |
|
> Вам обеим спасибо за комментарий, соглашусь!
Э-э-э... Лучше "обоим". А то ведь мы обЕ как бы мужики... ))) |
||
Ответить | ||
Шевченко Василий только чтение православный, РПЦ МП Сообщений: 521 Дата регистрации: 23.07.2022 |
Re: выбор по разным источникам даты смерти
23.12.2022 01:38:25 в ответ на "Re: выбор по разным источникам даты смерти" (Панайот Кофалалос) |
|
> > Вам обеим спасибо за комментарий, соглашусь!
> Э-э-э... Лучше "обоим". А то ведь мы обЕ как бы мужики... )))
)))
|
||
Ответить |