Обсуждение статьи "ПАЛЛАДИЙ (ГОРОДКОВ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1777
Дата регистрации: 03.04.2013
два архимандрита
27.10.2021 15:57:17

Пробежался по разным источником. Судить сложно.

С одной стороны, согласно письму архим. Иннокентия к еп. Гавриилу (Городкову) от 10 марта 1830, точно известно, что Палладий (Городков), окончивший в 1827 в сане иеродиакона СПбДА был родным братом еп. Гавриилу и скончался после 1837 г. в Рязани:

"Палладій Городковъ , іepoдiяконъ , послѣ Кандидатъ Петербургской Академіи 7 - го выпуска 1827 , г. , помышлявшій въ это время о высшей ученой степени . Умеръ Архимандритомъ при братѣ въ 1842 г. " [1].

С др. стороны непонятно, был ли он после 1837 года назначен наместником А.-Невскрй Лавры, и о каком архим. Палладие (Городков или Белевцев, последний до 1818 был наст. Курской Коренной пустыни, а с 1818 до 1829 - наст. Курского Знамен. мон-ря) писал митр. Филарет еп. Гавриилу 4 ноября 1842 года [2].

Возможно, как версия, в 1839-1840 гг. один архим. Палладий тихо сменил другого на посту наместника А.-Н. Лавры. И возникла путаница.

- Один из них умер в Рязани, др., если верить Рункевичу, то или в Киеве или в одном из южн. монастырей [3]. Согласно Рункевичу, место наместника А.-Н. Лавры с авг. 1839 по 3 ноября 1842 года было вакантным.

Датой смерти одного из них явл. 16 окт. 1842 года. Как это записать кратко не знаю. Одни размышлизмы.

На что еще можно обратить внимание:

  • а) какой-то архим. Палладий с 12.02.1837 по 18.06.1837 был настоятелем единоверческого Чонского Успенского монастыря Могилевской епархии [4];
  • б) в 1839-1845 настоятелем Курской Коренной пустыни был (еще один?) архимандрит Палладий [5].



[1]  Чтения ИОДР. 1869, с. 63: https://books.google.com/books?id=140-AQAAIAAJ&pg=RA1-PA63

[2]  См. письмо №51: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/pisma-moskovsk...e53

[3]  Рункевич С. Г. (1867 - 1924). Александро-Невская лавра : 1713-1913. - Санкт-Петербург, 1913, с. 868-869: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003501478?page=886

[4]  Единоверческие учреждения: http://wiki.mogilev.by/index.php/Единоверческие_учреждения

[5]  см. с. 148-149: http://www.belniidad.by/sites/default/files/bash/bash08_2007.pdf

Ответить
Губин Андрей Владимирович
пользователь
МП

Сообщений: 341
Дата регистрации: 13.09.2011
Re: два архимандрита
27.10.2021 19:30:26 в ответ на "два архимандрита" (Олексій Тре)

> На что еще можно обратить внимание:
> * а) какой-то архим. Палладий с 12.02.1837 по 18.06.1837 был настоятелем единоверческого Чонского Успенского монастыря Могилевской епархии

Об этом Палладии (1837) ничего нет в описании Чолнского монастыря, есть другой более поздний - Палладий (Валлийский) http://libed.ru/knigi-nauka/698112-3-uchrezhdenie-obrazovani...php

> * б) в 1839-1845 настоятелем Курской Коренной пустыни был (еще один?) архимандрит Палладий [1].

это об Адаме Томковиде, бывшем Греко-униатскаго обряда священнике, в том, что он во все время проживания его в Коренной пустыни с 9 февраля 1839 года по 15 число маия 1845 года, а Палладий II (1844 - 26.11.1853 - пока без фамилии) https://korennayapustin.ru/istoriya/namestniki-monastyrya.html



[1]  см. с. 148-149: http://www.belniidad.by/sites/default/files/bash/bash08_2007.pdf

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1777
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: два архимандрита
27.10.2021 20:35:20 в ответ на "Re: два архимандрита" (Губин Андрей Владимирович)

> > * а) какой-то архим. Палладий с 12.02.1837 по 18.06.1837 был настоятелем единоверческого Чонского Успенского монастыря Могилевской епархии
> Об этом Палладии (1837) ничего нет в описании Чолнского монастыря, есть другой более поздний - Палладий (Валлийский) http://libed.ru/knigi-nauka/698112-3-uchrezhdenie-obrazovani...php

Я это видел (здесь: http://pdf.kamunikat.org/23923-1.pdf ). Но, у Андрея Горбацкого c нач. 1837 по август 1837 - пробел, причем у него после игум. Феоктиста (с 1831 по 1836 гг.) "игумен Боголеп, с конца 1836 по начало 1837 гг. временно руководил монастырем";

у Юрия Снапковского, без ссылок на источники [1], др. информация - это "Феоктист (07.03.1831-10.08.1834), Гедеон (10.08.1834-1835); временно управляющий протоиерей Иоанн Львовский (1835-12.02.1837); архимандрит Палладий (12.02.-18.06.1837); временно управляющий иеромонах Иоасаф (18.06.-08.1837)", см. с. 728 : https://www.academia.edu/27030031/

И оба автора сходятся к началу настоятельства архимандрита Никодима (17.08.1837).



[1]  Скорее всего это Фонд 2301 (Могилевская духовная консистория). - On. 1. - в т.ч. Д. 54. Запись исходящих дел за 1837 г.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1777
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: два архимандрита (выводы)
28.10.2021 02:24:23 в ответ на "два архимандрита" (Олексій Тре)

> Рункевич С. Г. (1867 - 1924). Александро-Невская лавра : 1713-1913. - Санкт-Петербург, 1913, с. 868-869: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003501478?page=886

У Рункевича нет ясности - 21 декабря 1839 года в Св. Синоде постановили доложить представление митрополита, поступившее в августе (об увольнении наместника на покой) "в общем заседании членов Св. Синода, когда будет назначено". Дальше Рункевич пишет: "Затем, прежде чем состоялось о нем определение Св. Синода, он скончался 16 октября 1842 года".

Т.е, выходит, что, после 21 декабря 1839 еще год и девять-десять месяцев не было заседаний Синода.

Может показаться, что в двух следующих абзацах речь идет о двух разных людях:

- В августе-декабре 1837 года "учрежденъ былъ строительный комитетъ, въ составъ котораго вошли: намѣстникъ Александроневской лавры, архимандритъ Палладій, инспекторъ семинаріи, соборный іеромонахъ Антоній, а съ апр. 1838 г. и ректоръ семинаріи, архимандритъ Аѳанасій"

- "Чрезъ три года новое зданіе было готово и, съ соизволенія высокопр. Серафима, принято со службами съ оградою отъ строительнаго комитета въ вѣдѣніе семинарскаго правленія, въ августѣ 1841 г. съ описями и чертежами. Подъ описью (которая будетъ разсмотрѣна въ своемъ мѣстѣ ), подписались: смотритель при постройкѣ іеромонахъ ал. невской лавры Іосифъ, сдававшій строеніе; члены комитета, находившіеся при сдачѣ : Аѳанасій, eп. томскій и енисейскій, намѣстникъ лавры, архимандритъ Палладій, казначей іеромонахъ Амвросій, архитекторъ надворный совѣтникъ Щедринъ".

См. Надеждин А. Н. История С.-Петербургской православной духовной семинарии, СПб. 1885, с. 308-310: https://runivers.ru/lib/book8919/477498/

Но, содержание писем графа Муравьева все расставляет на свои места:

[1830]: "Время было зимнее и повсюду свирѣпствовала холера, между Москвой и Петербургомъ было нѣсколько карантиновъ; братъ мой, съ которым я ѣхалъ, только что овдовѣлъ и убитый горемъ возвращался въ Петербургъ" [1]: Первая супруга Н. Н. Муравьева, Софья Феодоровна (изъ грузинскаго рода Ахвердовыхъ род. 7 мая 1810 г. +2 октября 1830 г. ...
[1830]: "Въ Петербургѣ ожидало меня гостепріимство въ радушномъ домѣ Мальцовыхъ, которые съ дѣтства меня знали въ Москвѣ, но и у нихъ нашелъ я горе; я пріѣхалъ къ нимъ наканунѣ шестинедѣльнаго поминовенія старшаго любимаго ихъ сына, и первый мой выѣздъ былъ для паннихиды въ Невскую Лавру : туть впервые увидѣлъ я Митрополита Серафима и добродушнаго намѣстника лавры Архимандрита Палладія, который сдѣлался впослѣдствій моимъ духовникомъ..." [1].

[1842]: "Когда по возвращенін моемъ въ Петербургъ, я не засталъ въ живыхъ Намѣстника Невской Лавры Архимандрита Палладія, бывшаго моимъ духовникомъ..." [2].

Выводы:

  • а) 18 октября 1842 года скончался архимандрит Палладий (Белевцев) - духовник графа Муравьева;
  • б) иконописцем был тот же архим. Палладий (Белевцев) [3].
  • в) в журнале Русское обозрение за 1895 год и в Биографическом словаре Алексея Родосского за 1907 год [4] ошибочно отнесли последние годы жизни Палладия (Белевцева) к другому архимандриту - Палладию (Городкову), который не мог быть наместником А.-Невской Лавры и скончался в Рязани при своем брате еп. Гаврииле (Городкове). Причиной ошибки могло быть письмо митр. Филарета еп. Гавриилу, в котором он скорбит о смерти наместника Невской Лавры архим. Палладия.



[1]  Муравьев А. Н. Мои воспоминания // Русское обозрение. 1895. Т. 36 (декабрь), с. 591: https://books.google.com/books?id=Q9w6AQAAMAAJ&pg=PA591

[2]  Письма митр' Московского Филарета к А. Н. М.... [А. Н. Муравьеву]. 1832-1867. Киев, 1869, с. 113, 115: https://books.google.com/books?id=4K9SAAAAcAAJ&pg=PA115

[3]  Цитата: "80) Лик Андрея Первозванного, писанный бывшим духовником А. Н-ча архимандритом Палладием, по первой описи № 25", см. Петров Н. И. Муравьевская коллекция в Церковно-археологическом музее при Киевск. духов. Академии // Труды КДА, 1878. №7 (июль), с. 210.

[4]  Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии : 1814-1869 гг. / сост. Алексей Родосский. - СПб., 1907, с. 349-350: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/14532#mode/inspect/page/443/zoom/5

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1777
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Чолнский монастырь
30.10.2021 17:42:21 в ответ на "Re: два архимандрита" (Олексій Тре)

> у Юрия Снапковского, без ссылок на источники .. это "Феоктист (07.03.1831-10.08.1834), Гедеон (10.08.1834-1835); временно управляющий протоиерей Иоанн Львовский (1835-12.02.1837); архимандрит Палладий (12.02.-18.06.1837); временно управляющий иеромонах Иоасаф (18.06.-08.1837)"

На нач. 1837 год архим. Палладий еще числился настоятелем Дятловицкого Монастыря [1]. В начале того же года его сменил архим. Феофан [2].

На этот момент Чолнский монастырь был без настоятеля, но под присмотром Гомельского благочинного, смотрителя Гомельскогих училищ [3]. Причем, протоиерей Иван Степанович Львовский не был единоверцем: окончил Могилевскую ДС, с января 1801 был назначен директором Гомельской гимназии [4], на 1817-1818 - благочинный Гомельского округа [5]. Он же на 1850 (вероятно с 1831) - настоятель Гомельского Петропавловского собора [6].



[1]  Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1837 год, с. 429: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3402#mode/inspect/page/243/zoom/8

[2]  "Гісторыя манастыра" // Лунинецкая районная централизованная библиотечная система: http://lrcbs.by/gistoryya-manastyra/

[3]  Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1837 год, 337: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3402#mode/inspect/page/222/zoom/8

[4]  Могилевские епархиальные ведомости 1903. № 12 (21 апреля), с. 160,

[5]  Белицкое Библейское сотоварищество // Могилевская губерния: государственные, религиозные и общественные учреждения (1772–1917), с. 628: https://www.academia.edu/27029988/ ; Сионский вестник на 1818 год, Часть IV, приложение, с. IV: https://books.google.com/books/?id=X4DdRl8HV9EC&pg=PT6

[6]  Жудро Ф. А., Сербов И. А., Довгялло Д. И. "Город Гомель (Могилевской губернии): Геогр.-стат. очерк. Вильна, 1911, с. 29: https://viewer.rusneb.ru/000199_000009_003083761?page=31

Ответить