Обсуждение статьи "11 СЕНТЯБРЯ"

Гавриила
пользователь
православие

Сообщений: 1340
Дата регистрации: 27.07.2018
Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"
20.06.2020 15:44:24

В календаре на этот день стоит сейчас - Мчч. Диодора и Дидима Лаодикийских (не позднее IV)

В "Настольн. книге священ." - стр. 56 - https://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf

к этим именам прибавлен - Диомид (...Сирский).

Добавлять его к двум именам или нет?

возможно, кто-то делая статью о них и календарную память - разобрался, что третье имя это ошибка или не посмотрел источник "Настольн. книга"?

Также память - их память добавлю, когда снимут лимит, а как быть с - Диомидом?

  • Мчч. Романа, Исидора, Льва.
  • Прп. Зинона, епископа Неапольского.

Разобралась по ПЭ статье сама. Вопрос снят.

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"
20.06.2020 16:59:38 в ответ на "Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"" (Гавриила)

> В календаре на этот день стоит сейчас - Мчч. Диодора и Дидима Лаодикийских (не позднее IV)
> В "Настольн. книге священ." - стр. 56 - https://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf
> к этим именам прибавлен - Диомид (...Сирский).
> Добавлять его к двум именам или нет?
> возможно, кто-то делая статью о них и календарную память - разобрался, что третье имя это ошибка или не посмотрел источник "Настольн. книга"?
> Также память - их память добавлю, когда снимут лимит, а как быть с - Диомидом?
> * Мчч. Романа, Исидора, Льва.
> * Прп. Зинона, епископа Неапольского.
> Разобралась по ПЭ статье сама. Вопрос снят.

Я не модератор, но чтобы разгрузить его, поскольку второй вопрос - общего характера, отвечу на него. В ДРЕВЕ принято, если в "Настольной книге" (тт. 2,3) есть память святого, но не удалось установить, откуда именно он взята (в какой поместной Церкви или местности он почитается), то добавляем такие памяти курсивом (без точек в конце) и со ссылкой на "НК". Только, мне кажется, не следует объединять памяти, которые в НК даются как отдельные. Пример:

  • Мчч. Романа, Исидора [1]
  • Мч. Льва [1]
  • Прп. Зинона, епископа Неапольского [1]

(Когда ссылки одинаковые, это будет ОДНА сноска внизу, с одним номером.)

Единственное, что следеует заметить: я всегда, работя с НК, проверяю эти данные ещё и по о.главлениях зелёных Миней. Бывает, что в Минеях появляется отсутвовавшая в НК дата, или вместо приблизительной (указание века) появляется год. Бывает, что в Минее отсутствует какая-либо память из НК - чаще ввсего тогда, когда она попала туда по ошибке. Бывает, в Минее появляются дополнительные имена. НК и Минеи готовила одна и та же команда, но Минеи вышли позже, и там кое-что уточнялось. (Правда, в Минеях все памяти даются кучей - имена объединены по ликам святости, - правда разные памяти всё-таки разделены точкой с запятой, но при их мелком шрифте всё равно неудобно. Именно поэтому я работаю сперва с НК, а потом СВЕРЯЮСЬ по Минеям.)

По первому вопросу - пишу только своё личное мнение. Что бы там ни писала ПЭ по поводу Диомида (ещё и здесь: http://www.pravenc.ru/text/178295.html - указывая греч. память!), но ДРЕВО должно отражать действующий календарь _календари) Православной Церкви. А в календарях как минимум трёх Церквей - Элладской, Сербской и ПЦА - Диомид Сирский 11 сентября имеется:

Так что если мы включаем в наш календарь памяти, имеющиеся в календарях пместных Церквей, то должны включить и Диомида. Как вариант - включить мч. Диомида Сирийского как отдельную память, без даты кончины, с пометкой "(Греч.)".

Я так думаю.

P. S. И заодно, ещё один момент: в календарных статьях сперва идут памяти святых по хронологии (в редких случаях на первом месте - праздник или особая память, тогда от остальных отделена пустой строкой), потом через пустую строку - памяти святых без дат, по алфавиту имён (если в одной памяти имён несколько, то по первому в группе), потом через пустую строку - соборы святых, и ПОТОМ через пустую строку - иконы (в тех редких случаях, когда не олько Богородичные - сперва Господские, потом Богородичные, потом святых).



[1]  Настольная книга священнослужителя. Том 2. - М.: Издание Московской Патриархии, 1978. - С. 000, http://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf, с. ХХ.

Ответить
Гавриила
пользователь
православие

Сообщений: 1340
Дата регистрации: 27.07.2018
Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"
20.06.2020 17:21:40 в ответ на "Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"" (д. Александр Васильев)

> Так что если мы включаем в наш календарь памяти, имеющиеся в календарях пместных Церквей, то должны включить и Диомида. Как вариант - включить мч. Диомида Сирийского как отдельную память, без даты кончины, с пометкой "(Греч.)".

Понятно, благодарю... А почему, как Вы написали выше, - святые идущие одной строчкой в "НКС" - у Вас разбиты на две? То есть Мч. Лев - отдельной строкой? Это случайно или удобство восприятия, или - правило?

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"
20.06.2020 20:21:18 в ответ на "Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"" (Гавриила)

> Понятно, благодарю... А почему, как Вы написали выше, - святые идущие одной строчкой в "НКС" - у Вас разбиты на две?
> То есть Мч. Лев - отдельной строкой? Это случайно или удобство восприятия, или - правило?

Не правило, конечно! Иногда в оджной памяти одно имя, иногда - сорок, тут никаких правил. А это - поправка по зелёной сентябрьской Минее http://korolev.msk.ru/minea/sep/sep922.html , где так:

> Мучеников: Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I); Диодора, Дидима и Диомида, иже в Лаодикии Сирской; Ии (I ок. 362-364); Романа и Исидора; Льва.

Обратите внимание: каждая память отделена точкой с запятой!

Ну, и есть ещё "Полный месяцеслов" Сергия (Спасского), по которому работала (но которого по разным причинам не всегда придерживалась) редакторская группа "НК" и Миней. Так вот, там под 11 сентября, в разделе I в частности:

> Свв. мучч. Диодора и Дидима в Лаодикии сирской.
> Вас. Петр. 1295. М. Р. Одного Диодора Остр. Мст. Асс. Зогр. (Сирл. Мед. 10 сент. Маз. Мед. 9 окт. Хлуд. ап. № 39 Диодора 13 сентября).

- т. е. в некоторых древних источниках () зафиксирована память даже не двоих, а одного! Но это так, к слову. Продолжаю цитировать. Раздел II:

> Диомида муч. Сирл. М. Р. (с Диодором и Дидимом).

Этот святой есть в двух источниках: "Сирл." = "Синаксарь или месяцеслов, составленный из греческих синаксарей библиотеки кардинала Сирлета, изданный Канизием, ​ XII в." и "М. Р." = "Мартиролог римской церкви Барониев". (Т. е. подтверждается греческое происхождение этой памяти. Она не выдумана, а то, что Бароний приписал его к двум другим, мы уже знаем и учитываем.)

В IV разделе:

> Мучч. Романа, Исидора. № 51. 1621.
> Муч. Льва. № 51. (Леонтия ныне).

Т. е. Спаский счёл, что Роман и Исидор, упомянутые в двух источниках - "№ 41" = "Славянские святцы публичной библиотеки начала XVII в., полнейшие" и в "1621" = "Святцы полные славянские корежемского монастыря в румянцевском музее" - не связаны со Львом, упомянутым только в одном источнике - "№ 51". Он предположил, что это может быть тот же человек, что Леонтий Александрийский, имеющийся в этот день в русском календаре. Редакторская группа "Н" не согласилась с последней догадкой, но написала всех троих в одну строку; однако в моменту выхода ЗМ изменила своё мнение и разделила две памяти.

Вот так примерно.

Ответить
Гавриила
пользователь
православие

Сообщений: 1340
Дата регистрации: 27.07.2018
Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"
20.06.2020 20:28:42 в ответ на "Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"" (д. Александр Васильев)

> > Мучч. Романа, Исидора. № 51. 1621.
> > Муч. Льва. № 51. (Леонтия ныне).
Благодарю за подробные пояснения!

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"
20.06.2020 20:34:46 в ответ на "Re: Добавлять ли имя святого имеющ. в "Настольной книге священностлужителя"" (Гавриила)

> > > Мучч. Романа, Исидора. № 51. 1621.
> > > Муч. Льва. № 51. (Леонтия ныне).
> Благодарю за подробные пояснения!

Не за что. Так или иначе, одно дело делаем. И чем прозрачнее всё, тем легче всем. ))

Ответить