Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Туманная инфрмация в статье
24.03.2019 01:03:37

Процитирую три неполных абзаца. Выделю полужирным основные вехи.

В декабре 1920 года патриарху Московскому Тихону было отправлено прошение о даровании автономии Финляндской Православной Церкви, на которое 11 февраля 1921 года был дан положительный ответ.

Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, а также под государственным нажимом, в ноябре 1922 Православное Церковное Управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финлядскую Православную Церковь под омофор Константинопольского патриарха Мелетия IV. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского патриарха как автономная архиепископия. Патриарх Мелетий также рукоположил во епископа Сортавалского настоятеля прихода Эстонской Автономной Православной Церкви, вдового протоиерея-финна Германа (Аава).

С 1925 года в Финляндии существовали две епархии - Выборгская и Карельская. В этом году, после вынужденного отъезда архиепископа Серафима (Лукьянова), епископ Герман был избран на Церковном Соборе архиепископом Карельским и всея Финляндии.

Я не в теме, и править статью не возьмусь. Но в существующем тексте явно не хватает указания на то, КТО же возглавил в 1921 г. Церковь после получения ею автономии. Далее, в 1922 г. во Вселенский Патриархат обратилось Православное Церковное Управление - и опять непонятно, что, епископа правящего не было? Что за Управление такое, откуда оно взялось? 1923-й, Константинополь рукополагает первого епископа-финна, - а о предстоятеле так и ни слова? И только в 25-м году вспомнили наконец-то про владыку Серафима Лукьянова! Но что это за "вынужденный отъезд" кем и чем вынужденный? В статье о владыке ответа нет - там просто сказано, что

> До 1924 года возглавлял Православную Церковь в Финляндии, получившую в 1921 году автономию.
> В 1927 году примкнул к РПЦЗ

Что случилось в 1925 году? И - это уже к статье о владыке Серафиме: опять же, умолчано о том, что он уехал из Финляндии (и о причине, естественно, не сказано, поскольку не сказано о самом факте), и что он делал в 1925-1927 годах?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Туманная инфрмация в статье
24.03.2019 13:06:38 в ответ на "Туманная инфрмация в статье" (д. Александр Васильев)

> в существующем тексте явно не хватает указания на то, КТО же возглавил в 1921 г. Церковь после получения ею автономии... И только в 25-м году вспомнили наконец-то про владыку Серафима Лукьянова! Но что это за "вынужденный отъезд" кем и чем вынужденный? В статье о владыке ответа нет - там просто сказано, что
> > До 1924 года возглавлял Православную Церковь в Финляндии, получившую в 1921 году автономию.
> > В 1927 году примкнул к РПЦЗ
> Что случилось в 1925 году? И - это уже к статье о владыке Серафиме: опять же, умолчано о том, что он уехал из Финляндии (и о причине, естественно, не сказано, поскольку не сказано о самом факте), и что он делал в 1925-1927 годах?

[Туман рассеялся]:

10 (23) января 1918 г. в Выборге на епархиальном съезде духовенства и мирян, на который прибыл митрополит Петроградский Вениамин, были проведены выборы нового епархиального архиерея. Кандидатами были епископ Серафим, протоиерей Михаил Казанский и томский епископ Анатолий. При предварительном голосовании Серафим получил 46 голосов, Михаил - 26, Анатолий не получил ни одного голоса. На следующий день было проведено решающее голосование по двум кандидатурам, на котором Серафим одержал победу, получив 58 голосов против 308. 17 (30) января [1918 года] Синод Русской православной церкви (РПЦ) утвердил Серафима в сане епископа Финляндского и Выборгского [9] . В сан архиепископа Серафим был посвящен в 1920 г.: об этом было объявлено в письме за подписью митрополита Сергия как члена Синода от 8 января 1921 г. (26 декабря 1920 г.) [10]

Часть финляндского духовенства была недовольна избранием Серафима, считая, что он победил только благодаря процедуре выборов, навязанной Синодом, который в свое время отверг поступившее из Финляндии ходатайство о том, чтобы на выборах иметь представителей могли только приходы, в которых насчитывалось не менее 500 прихожан. В результате небольшие русские приходы смогли делегировать своих представителей. Кроме того, своих делегатов имели русские гарнизоны. Это якобы и обеспечило победу Серафиму [11]. Выразителями недовольства были сторонники т. н. «национального направления» в финляндском православии, которые стремились к каноническому обособлению от РПЦ и созданию национальной Православной церкви < .. > Новый архиерей, по мнению этих деятелей, был «чужд национальным стремлениям большинства своей паствы». К тому же он не владел финским языком. «Национально» ориентированные деятели предпочитали видеть на его месте протоиерея М. Казанского. Серафим же имел репутацию твердого приверженца «русского направления» в церковной жизни.

< .. > Гражданские власти Финляндской Республики тем временем всё активнее вмешивались в дела ФПЦ. Министром просвещения и церковных дел в сформированном в апреле 1921 г. новом кабинете премьер-министра Й. Х. Веннола стал член партии Аграрный союз Н. Лиакка. Для него было характерно более жесткое отношение к проживавшим в стране русским. Вопрос о церковном календаре Н. Лиакка считал политическим и полагал, что он окончательно решен и ставить его снова на повестку дня нет оснований [15] /../ Серафим в ответе министерству аргументировал свою позицию тем, что для православных недопустимо праздновать Пасху одновременно с иудеями или даже раньше них, что иногда получается у католиков и лютеран при праздновании Пасхи по григорианскому календарю. Утверждения о склонности сторонников старого стиля к политиканству и интриганству о том, что «старый стиль служит признаком русофильства, опасного для Финляндии, и есть одно из средств политической борьбы монархистов и русофилов против ее самостоятельности» он отвергал как несостоятельные. «Отступление от общих православных канонических порядков будет осуждено всеми Православными Церквами и историей», писал архиепископ. [17]

Еще более ожесточенное сопротивление со стороны архиепископа и его сторонников вызывал взятый поборниками «национального» направления в финляндском православии курс на обособление от РПЦ Серафим старался следовать указам Синода РПЦ и патриарха Тихона, не скрывал своего отрицательного отношения к мероприятиям правительства Финляндии и Церковного управления и не соглашался со многими решениями церковных соборов. Он выступал против автокефалии ФПЦ и не проявлял желания сотрудничать с приглашенным управлением на должность викарного епископа Карельского, эстонским священником, протоиереем Германом Аавом. В пространной докладной записке Вселенскому патриарху от 12 октября 1922 г. Серафим критиковал закон о Финляндской церкви, утвержденный правительством 26 ноября 1918 г. /../

< .. > О назначении Германа Аава епископом Карельским архиепископ писал: «Избрание в викарные епископы священника Аава, ни мне, ни собору совершенно не известного, избрание, состоявшееся вопреки моему желанию и мною не одобренное, я считаю противоканоничным и нецелесообразным… Недавно я имел случай познакомиться с священником Аавом. Он произвел на меня тягостное впечатление. В беседе со мной он высказал удивительно легкомысленный взгляд на наши каноны, говоря, что они отжили свой век, что с ними можно не считаться и т. д. … Нужды в викарном епископе у меня не имеется. … Я как архипастырь вверенной мне Богом Церкви ни под каким видом не могу признать ни своей церкви, ни самого себя автокефальным». [19]

< .. > В ряде финских газет была развернута кампания против архиепископа Серафима, которого обвиняли в попытках русификации православной церкви в Финляндии и интригах против епископа Германа ...

< .. > Конфликт архиепископа Серафима со сторонниками преобразований внутри ФПЦ закончился вмешательством светской власти на стороне последних. Указом президента Финляндии К. Й. Стольберга от 29 декабря 1923 г. Серафим был отстранен от управления Финляндской церковью и затем отправлен на жительство в Коневский монастырь с ежегодной пенсией в 12 000 марок (которая полагалась также и лютеранским епископам). Формальной причиной его увольнения было «несоответствие требованиям государственного закона об официальном языке в государстве». Должность архиепископа Финляндского была временно упразднена. Епископ Герман стал временным управляющим всей Финляндской церковью [27] (позднее, в 1925 г., он был возведен в сан архиепископа и находился во главе ФПЦ до своей смерти в 1961 г.).

< .. > Позднее собственную версию событий, связанных с увольнением архиепископа Серафима и его последующим отъездом из Финляндии, предложил архиепископ Фотий (Топиро) в своем докладе патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) о командировке во Францию (в 1946 г.) ... Автор доклада, ... , представляет бывшего Финляндского архиепископа не в самом лучшем свете.

Подробнее, см.,

  • Мусаев В. И., Архиепископ Серафим (Лукьянов) - последний архиерей Финляндской епархии Русской Православной Церкви // Санкт-Петербург и страны Северной Европы, СПбГУ / РХГА: СПб., 2016, Вып. № 17 (1), С. 245-255:

Дополнительно, см.,

  • Мусаев В. И., Православная Церковь в независимой Финляндии (1918-1930-е гг.) / К истории Православной Церкви Финляндии (комментарий в свете веры) // Портал Седмица.Ru, 3 марта 2008:
  • Шевченко Т.И., К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ (II): 2008. № 1. С. 42-69:

[Вдогонку]:

На II Сортавальском Соборе Финляндской Православной Церкви 17 июня 1922 г. Герман Аав 38 голосами против 17 был избран епископом Сортавалы. Финляндское гражданство он получил 21 апреля 1923 г., а 8 июля 1923 г. в Георгиевском патриаршем соборе (Стамбул, Турция) Константинопольским патриархом Мелетием (Метаксакисом) был рукоположен в епископский сан для карельского населения Финляндии /../ по прибытию в Финляндию из Константинополя Герман (Аав) 1 октября 1923 г. правительством страны был утвержден в должности викарного епископа Сортавальского. Стоит заметить, что он на то время, владея эстонским, не знал финского языка, хотя «научно его изучал» [24]. Последнее и послужило поводом правительству утвердить его назначение с установлением двухгодичного срока на изучение финского языка. /../ Первую же архиерейскую литургию в своем кафедральном Петропавловском Соборе г. Сортавалы епископ Герман отслужил 7 октября.

После же ухода 29 декабря 1923 г. архиепископа Серафима на покой, Герман (Аав) остался единственным епископом ФПЦ и 13 января 1925 г. на очередном Церковном Соборе в Сортавале 28 голосами из 30 был избран Предстоятелем ФПЦ. В новом звании правительством он был утвержден 15 августа того же года, а 8 февраля 1926 г. Константинопольский патриарх Василий III даровал ему титул «Архиепископ Карельский и всей Финляндии».

  • Силуан (Никитин; иеромонах). Архиепископ Герман (Аав) - первый предстоятель Финляндской Православной Церкви // Христианское чтение. 2017. № 3. С. 253-277:

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Туманная инфрмация в статье
25.03.2019 14:39:04 в ответ на "Re: Туманная инфрмация в статье" (Олексій Тре)

Олексій, спасибо Вам! Оценил количество, качество и многократную редактуру информации. Моё любопытство удовлетворено вполне. Вот теперь бы всё это сжать по максимуму да в статью, точнее - в статьи о Финской Церкви и владыке Серафиме!

Ответить