Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ИОАНН ДАМАСКИН"

Гавриила
только чтение
православие

Сообщений: 1380
Дата регистрации: 27.07.2018
предложение о странице "Точное изложение прав. веры"
08.08.2018 00:19:11

Понятно, что это требует большой работы, но, жаль, что в прав. энциклопедии нет статьи о "Точном изложении" Дамаскина пока... Сделала, по примеру списка подразделов так, как сделана статья ЛЕСТВИЦА и плюс - из "Википедии" немного, и разработку последнего подраздела - "Текст книги" с ссылками. Может, этот список переводов и ссылок послужит началом разработке статьи о ТИПВ Если такая статья - уже в работе, то хорошо если перечень переводов у нас совпадет. ____________

Точное изложение православной веры (Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως), книга преподобного Иоанна Дамаскина.

Из Википедии: - http://qps.ru/ub3ts

Точное изложение православной веры - центральный трактат «Источника знаний». Признаётся наиболее совершенным святоотеческим трудом по систематическому богословию, не утратившим значения до сего дня. Использовался в качестве учебника догматического богословия в течение многих веков, как на Западе, так и (вплоть до Нового времени) на Востоке[5], так что «ТИПВ» «составляет эпоху в истории догматической науки». На его основе, по мнению А. А. Бронзова, составили догматические системы на Западе Петр Ломбард и Фома Аквинат, а на Востоке многие греки, Петр (Могила), Антоний (Амфитеатров), Филарет (Гумилевский), Макарий (Булгаков), Сильвестр (Малеванский) и другие.[3]

Произведение написано в жанре сотницы (100 глав), разделено на 4 книги в латинском переводе Бургундио Пизанского (XII век). В VIII веке иногда объединялся с краткой редакцией «Диалектики» в сочинение «150 глав».[2]

Последовательность изложения соответствует Никео-Константинопольскому Символу веры[2]:

Главы 1-14 — учение о Боге Самом в Себе, непостижимости Его сущности, свойствах и Троичности в Лицах (триадология); Главы 15-44 (2.1-30) — учение о творении: Векe (эонах), Ангелах (Дамаскин принимает ангелологию Псевдо-Дионисия Ареопагита о девяти ангельских чинах), демонах, рае, видимом мире, человеке (в частности, Адаме и Еве), свойствах его души, страстях, а также о Промысле Божием. Иоанн Дамаскин допускает, что небо может быть шарообразно, а также упоминает семь планет на нем: Солнце, Луна, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера и Сатурн. Из народов, которые живут на окраинах ойкумены, он упоминает бактрийцев, индийцев, эфиопов, мавров, скифов, саков, сармат, гарамантов и кельтов. Здесь же Дамаскин разрабатывает учение об энергии как о "действии согласно с природой". Главы 45-81 (3.1-29; 4.1-8) — православная христология и сотериология: учение о двух естествах, двух волях и единой Ипостаси во Христе, о Деве Марии как Богородице, о Страстях Христовых, сошествии во ад, Воскресении и последующих событиях. Христологические главы отличаются полемической направленностью. Главы 82-99 (4.9-26) — различные вопросы веры и благочестия, в частности, сакраментология: о Крещении, о Евхаристии; об иконах, мощах, Кресте, поклонении на восток; о родословии Господа и Богородице; вопросы теодицеи; антииудейские главы об обрезании, девстве и субботе; а также об антихристе. Глава 100 (4.27) — о воскресении мертвых.[3]

В главе 1.3. прп. Иоанн предлагает космологическое доказательство бытия Бога[6]: «Поэтому то, что изменчиво, непременно и сотворенно. Будучи же сотворенным, оно обязательно создано кем-либо. Но Создатель должен быть несотворенным, ведь если и Он сотворен, то обязательно создан кем-либо, пока мы не придем к чему-либо несотворенному. Следовательно, будучи несотворенным, Творец, конечно, и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?»

Источниками богословских знаний для Иоанна были Священное Писание, определения Соборов и творения Святых Отцов: главным образом цитировались: Григорий Богослов, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский, Ареопагитики. Также, немного менее, цитируются Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Немезий, Феодорит Кирский, Ипполит Римский, Диодор Тарсийский, Косма Индикоплов и другие. Также автору известны Платон и Аристотель, но их влияние не затрагивало вероучительных положений.[3]

История написания книги ...

Содержание ...

Переводы, издания, толкования ...

Текст "Точное изложение православной веры"

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4743
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: предложение о странице "Точное изложение прав. веры"
08.08.2018 07:02:24 в ответ на "предложение о странице "Точное изложение прав. веры"" (Гавриила)

> и плюс - из "Википедии" немного,

Использовать Википедию и подобные ей вики-проекты в Древе нельзя, см. Источники.

Ответить
Гавриила
только чтение
православие

Сообщений: 1380
Дата регистрации: 27.07.2018
Re: предложение о странице "Точное изложение прав. веры"
12.08.2018 16:48:06 в ответ на "предложение о странице "Точное изложение прав. веры"" (Гавриила)

> Понятно, что это требует большой работы, но, жаль, что в прав. энциклопедии нет статьи о "Точном изложении" Дамаскина пока...
> Сделала, по примеру списка подразделов так, как сделана статья ЛЕСТВИЦА
> и плюс - из "Википедии" немного,
> и разработку последнего подраздела - "Текст книги" с ссылками.
> Может, этот список переводов и ссылок послужит началом разработке статьи о ТИПВ
> Если такая статья - уже в работе, то хорошо если перечень переводов у нас совпадет.
> ____________
> Точное изложение православной веры (Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως), книга преподобного Иоанна Дамаскина.
> • свт. Филарет Черниговский (Гумилевский) Историческое учение об Отцах Церкви
Историческое учение об отцах Церкви. Чернигов, 1864. (в сокр.), тоже в 3-х томах. СПб, 1882. § 259. Иоанн Дамаскин, в его жизни. § 260. Его образованность; систематические сочинения его о вере. • «Изложение православной веры» составляет систематическое учение о созерцательных истинах откровения. Самим Дамаскиным оно разделено было на 52 главы. В последствии указаны в нем четыре части с удержанием разделения на главы. В 1 книге содержится учение о Боге едином по существу и Троичном в лицах, и о свойствах Божиих. Во 2 книге учение о творении мира и устройстве частей его и о Промысле. В 3 книге учение о Божием промышлении в отношении к человеку, о воплощении Бога Слова и о двух естествах во Христе. В 4 о последствиях воскресения Христова, решение возражений касательно воплощения Сына Божия, потом говорится о кресте и таинствах, о земной жизни Спасителя, об иконах и книгах Св. Писания, о происхождении зла, об антихристе и воскресении. Такое содержание уже показывает, что Дамаскин говорит о всех предметах веры, о которых рассуждаемо было до его времени преимущественно в Церкви восточной. Более близкое рассмотрение сего сочинения показывает, что самые пространные рассуждения посвящаются здесь тем предметам, которые были спорными с 4-го века, как-то: учению о Божестве Сына Божия и учению о двух естествах во Христе Спасителе. Прочие предметы веры Дамаскин проходил с легким вниманием, как напр., таинства, а иных едва касается, как напр. учения о следствиях падения Адамова. О предметах откровения Дамаскин рассуждает на основании слова Божия, по соображениям разума, и всего чаще говорит словами Отцов Церкви особенно Григория Богослова, Василия, Афанасия. В сем последнем отношении Макарий Анкирский справедливо назвал Дамаскина «провозвестником (στόμα) и истолкователем всех Богословов»1. Ἠ γνῶσις τοῦ εἶναι Θεὸν φοσικῶς ἡ μῖνἐγκατέσ παρται, говорит св. Дамаскин2, И при изложении учения веры пользуется сведениями психологическими и наблюдениями над видимою природою, иногда возвышаясь до высоких созерцаний природы. «Сотворение и существование тварей, говорит он, заставляет нас различать в Боге Отца самосущего, Слово осуществляющее мысли о твари, Духа Св. совершенствующего все»3. • Известно, что «изложение веры» служило образцом для богословов восточных и западных; на славянский язык оно переведено было в самом начале 10 в. Петр Ломбард сделал из него Сокращение, а Фома Аквинский изложил его подробно; и оно, без сомнения, всегда останется весьма полезным руководством для систематиков-богословов 4. • • 1 Macarius Ancyranus contra Barlamum с. 35. • 2 Περὶ ὀρθῆς πίςεως 1. 3. • 3 Cap. 16 сл. cap. 67 p. 255. • О начальном переводе слав. см. Калайдовича. Иоанн-Екзарх М. 1821. стр. 19—21. Румянцева ркп. N. 190 358. .....
> История написания книги
> ...
> Содержание
> ...
> Переводы, издания, толкования
> ...
> Текст "Точное изложение православной веры"
> *На греческом языке -
> *На английском языке - "An Exact Exposition of the Orthodox Faith"
> *На церковно-славянском яз.: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/503?fnum=8
> *На русском языке - перевод Бронзова А.А. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie...ry/
> *На русском языке - перевод под. ред. Сагарда А.И.
> *А. И. Сагарда (1-я книга «Точного изложения православныя веры), http://www.verapravoslavnaya.ru/?Damaskin_Tochnoe_izlozhenie1
> *В. А. Беляев (2-я книга «Точного изложения православныя веры), http://www.verapravoslavnaya.ru/?Damaskin_Tochnoe_izlozhenie2
> *С. М. Зарин (3-я книга «Точного изложения православныя веры»), http://www.verapravoslavnaya.ru/?Damaskin_Tochnoe_izlozhenie3
> *Н. М. Малахов (4-я книга «Точного изложения православныя веры»). http://www.verapravoslavnaya.ru/?Damaskin_Tochnoe_izlozhenie4
> *Творения преподобного Иоанна Дамаскина.
> Источник знания. Пер. с греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. — М.: Индрик, 2002.

Ответить
Гавриила
только чтение
православие

Сообщений: 1380
Дата регистрации: 27.07.2018
Re: предложение о странице "Точное изложение прав. веры"
12.08.2018 16:52:11 в ответ на "Re: предложение о странице "Точное изложение прав. веры"" (Александр Иванов)

> > и плюс - из "Википедии" немного,
> Использовать Википедию и подобные ей вики-проекты в Древе нельзя, см. Источники.
Благодарю, исправила информ. из Википедии на текст из книги свт. Филарета (Гумилевского)

Ответить