Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ИОАНН ДАМАСКИН"

Гавриила
только чтение
православие

Сообщений: 1380
Дата регистрации: 27.07.2018
предложение о странице "Точное изложение прав. веры"
08.08.2018 00:19:11

Понятно, что это требует большой работы, но, жаль, что в прав. энциклопедии нет статьи о "Точном изложении" Дамаскина пока... Сделала, по примеру списка подразделов так, как сделана статья ЛЕСТВИЦА и плюс - из "Википедии" немного, и разработку последнего подраздела - "Текст книги" с ссылками. Может, этот список переводов и ссылок послужит началом разработке статьи о ТИПВ Если такая статья - уже в работе, то хорошо если перечень переводов у нас совпадет. ____________

Точное изложение православной веры (Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως), книга преподобного Иоанна Дамаскина.

Из Википедии: - http://qps.ru/ub3ts

Точное изложение православной веры - центральный трактат «Источника знаний». Признаётся наиболее совершенным святоотеческим трудом по систематическому богословию, не утратившим значения до сего дня. Использовался в качестве учебника догматического богословия в течение многих веков, как на Западе, так и (вплоть до Нового времени) на Востоке[5], так что «ТИПВ» «составляет эпоху в истории догматической науки». На его основе, по мнению А. А. Бронзова, составили догматические системы на Западе Петр Ломбард и Фома Аквинат, а на Востоке многие греки, Петр (Могила), Антоний (Амфитеатров), Филарет (Гумилевский), Макарий (Булгаков), Сильвестр (Малеванский) и другие.[3]

Произведение написано в жанре сотницы (100 глав), разделено на 4 книги в латинском переводе Бургундио Пизанского (XII век). В VIII веке иногда объединялся с краткой редакцией «Диалектики» в сочинение «150 глав».[2]

Последовательность изложения соответствует Никео-Константинопольскому Символу веры[2]:

Главы 1-14 — учение о Боге Самом в Себе, непостижимости Его сущности, свойствах и Троичности в Лицах (триадология); Главы 15-44 (2.1-30) — учение о творении: Векe (эонах), Ангелах (Дамаскин принимает ангелологию Псевдо-Дионисия Ареопагита о девяти ангельских чинах), демонах, рае, видимом мире, человеке (в частности, Адаме и Еве), свойствах его души, страстях, а также о Промысле Божием. Иоанн Дамаскин допускает, что небо может быть шарообразно, а также упоминает семь планет на нем: Солнце, Луна, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера и Сатурн. Из народов, которые живут на окраинах ойкумены, он упоминает бактрийцев, индийцев, эфиопов, мавров, скифов, саков, сармат, гарамантов и кельтов. Здесь же Дамаскин разрабатывает учение об энергии как о "действии согласно с природой". Главы 45-81 (3.1-29; 4.1-8) — православная христология и сотериология: учение о двух естествах, двух волях и единой Ипостаси во Христе, о Деве Марии как Богородице, о Страстях Христовых, сошествии во ад, Воскресении и последующих событиях. Христологические главы отличаются полемической направленностью. Главы 82-99 (4.9-26) — различные вопросы веры и благочестия, в частности, сакраментология: о Крещении, о Евхаристии; об иконах, мощах, Кресте, поклонении на восток; о родословии Господа и Богородице; вопросы теодицеи; антииудейские главы об обрезании, девстве и субботе; а также об антихристе. Глава 100 (4.27) — о воскресении мертвых.[3]

В главе 1.3. прп. Иоанн предлагает космологическое доказательство бытия Бога[6]: «Поэтому то, что изменчиво, непременно и сотворенно. Будучи же сотворенным, оно обязательно создано кем-либо. Но Создатель должен быть несотворенным, ведь если и Он сотворен, то обязательно создан кем-либо, пока мы не придем к чему-либо несотворенному. Следовательно, будучи несотворенным, Творец, конечно, и неизменен. А чем иным могло бы быть это, как не Богом?»

Источниками богословских знаний для Иоанна были Священное Писание, определения Соборов и творения Святых Отцов: главным образом цитировались: Григорий Богослов, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский, Ареопагитики. Также, немного менее, цитируются Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Немезий, Феодорит Кирский, Ипполит Римский, Диодор Тарсийский, Косма Индикоплов и другие. Также автору известны Платон и Аристотель, но их влияние не затрагивало вероучительных положений.[3]

История написания книги ...

Содержание ...

Переводы, издания, толкования ...

Текст "Точное изложение православной веры"

Ответить