Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ГЕОРГИЙ АРСЕЛАИТ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Альтернативная информация
03.04.2017 09:07:20

Сперва меня смутило, что Вы, проставив дату кончины Георгия Арселаита с точностью до двух лет, не стали при этом уточнять дату кончины Иоанна Лествичника ни в шапке статьи, ни в тексте, где никакой определённости нет. Стал искать... Вот некоторые результаты. Сам не правлю - лучше Вы сами, как сочтёте нужным.

  • "Память преподобного Иоанна Лествичника" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 364-372.

С. 366:

> Отшельничество [...] Св. Иоанн вступил на этот путь, полный скрытых препятствий, полагаясь не на собственное суждение, но по совету св. старца Георгия Арселаита [1], который наставил его в образе жизни, присущем безмолвнику.

Сноска:

> Игумен Синайский. Он поминается в Соборе Синайских святых в среду Светлой Седмицы.

NB: Как я и предполагал, это - "(Синайск.)"!

С. 372:

> В конце жизни блж. Иоанн назначил преемником в руководстве монастырём своего брата Георгия, который также с самого отречения от мира выбрал жизнь безмолвную. Когда св. Иоанн находился на пороге смерти (между 650 и 680), Георгий сказал ему: "Итак, ты меня покидаешь и уходишь! Однако я молился, чтобы ты отправил меня первого ко Господу, ведь без тебя не в моей власти пасти эту общину". Но Иоанн ободрил его словами: "Не огорчайся и не заботься. Если я найду благодать у Бога, я не позволю, чтобы ты даже года прожил после меня". И действительно, десять месяцев спустя после смерти Иоанна Георгий в свою очередь отошёл ко Господу [2].

Сноска:

> Полагают, что Георгий был тем епископом Фаранским который в 680 г. окончательно перенес кафедру в Синайский монастырь.

Итак, по Макарию Симонопетрскому: 1) Георгий Арселаит и брат Иоанна Лествичника Георгий - это разные лица: первый - старец, благословивший Иоанна на отшельничество через 19 лет его жизни под руководством старца Мартирия, после смерти последнего. Георгий Арселаит - святой, поминаемый в Соборе Синайских святых. Память в один день с Иоанном Лествичником, совершенно очевидно, поставлена из-за их мнимого родства. 2) О святости брат Лествичника Георгия ничего не говорится. 3) Предположение о том, что Георгий был "тем епископом Фаранским", отодвигает дату его кончины, а следовательно и кончины Летсвичника, на "после 680" или "кон. VII".

Добавлю, что в статье ПЭ об Иоанне Лествичнике, http://www.pravenc.ru/text/471351.html в рассказе о кончине святого и его брата Георгия последний вовсе НЕ НАЗВАН Арелаитом.

Как всё это согласовывать? Излагать ли разные версии или поверить Макарию Симонопетрскому. - ведь отождествление брата Лествичника с Георгием Арселаитом основано, кажется, только на двухстрочном "житии" из НКС, восходящем к столь же лаконичному замечанию в "Полном месяцеслове Востока Сергия Спасского? Или не спешить и поискать подтверждения его версии по другим источникам? Ведь не случайно же в НКС даты кончины у Георгия Арсельского нет, а ПОЗЖЕ в Минее её проставили - и это был явно не согласующийся с Лествичником IV век? Может, для этого были основания?

Больше вопросов, чем ответов...

Может, Олексій Тре что-нибудь интересное подскажет?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Альтернативная информация
03.04.2017 15:46:01 в ответ на "Альтернативная информация" (д. Александр Васильев)

> Ведь не случайно же в НКС даты кончины у Георгия Арсельского нет, а ПОЗЖЕ в Минее её проставили - и это был явно не согласующийся с Лествичником IV век? Может, для этого были основания?

Анастасий Синайский подойдет? См. пп. 9 и 32, http://www.pravoslavie.ru/33728.html

Ответить
д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Альтернативная информация
03.04.2017 18:57:59 в ответ на "Re: Альтернативная информация" (Олексій Тре)

> > Ведь не случайно же в НКС даты кончины у Георгия Арсельского нет, а ПОЗЖЕ в Минее её проставили - и это был явно не согласующийся с Лествичником IV век? Может, для этого были основания?
> Анастасий Синайский подойдет? См. пп. 9 и 32, http://www.pravoslavie.ru/33728.html

Спаси Господи! Я этого материала вообще не знал, так что - вдвойне благодарю!

Итак, о прп. Георгии Арселаите речь идёт в главах 9-12, и это совершенно однозначно не брат Иоанна Синаита = Лествичника. В главе 32 рассказан тот эпизод о диалоге братьев об очерёдности их смертей, который я цитировал в предыдущем посте по Макарию Симонопетрскому (только у Макария всё понятно, а у Анастасия Синайского из-за супергорбатого перевода понять нельзя ничего). Брат Лествичника Георгий назван епископом.

О датах кончины. Георгий Арселаит, по логике, умер раньше братьев Иоанна и Георгия. О датах кончины последних - есть разные данные. Но в любом случае это, по идее, "кон. VII в.". Наверное, Георгий Арселаит - это "VII в.".

Александр Юрьевич, в таком случае мне кажется, что о том, что в некоторых источниках имеет место ошибочное смешение Георгия Арселаита с его тёзкой братом Лествичника, следует упомянуть в сноске. В статью о Георгии Арселаите добавить из Анастасия Синаита эпизоды из глав 9-12 (возможно, выборочно, сократив и упростив риторические узоры речи). О диалоге про очерёдность смертей братьев я бы добавил в статью о Лествичнике - в изложении Макария Симонопетрского.

Вы сами займётесь? Или ... ?

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Альтернативная информация
03.04.2017 23:12:03 в ответ на "Re: Альтернативная информация" (д. Александр Васильев)

> о том, что в некоторых источниках имеет место ошибочное смешение Георгия Арселаита с его тёзкой братом Лествичника, следует упомянуть в сноске.

Например, так:

(4) Въ Четь-Минеи въ житіи преподобнаго (30 Марта, въ концѣ) говорится, что нѣкоторые признаютъ Іоанна сыномъ препод. Ксенофонта и братомъ Георгія Арселаита. Догадка эта не объясняетъ происхожденія препод. Іоанна; онъ не могъ быть роднымъ братомъ Георгія арселаитскаго, котораго самъ называетъ святымъ старцемъ, наставлявшимъ его на пустынное житіе и учившимъ его безмолвію (Лѣств. стр. 12). Между тѣмъ извѣстно, что Георгій былъ младшій братъ Іоанну и находился у него въ послушаніи.

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: Альтернативная информация
04.04.2017 21:29:08 в ответ на "Re: Альтернативная информация" (Олексій Тре)

Спасибо Вам и о. Александру, поправил статьи, правки и дополнения приветствуются.

Прошу у всех прощения за замедление проверки редакций, немного приболел и со временем напряженка...

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Альтернативная информация
04.04.2017 22:40:34 в ответ на "Re: Альтернативная информация" (д. Александр Васильев)

> > Анастасий Синайский подойдет? См. пп. 9 и 32, http://www.pravoslavie.ru/33728.html
> Спаси Господи! Я этого материала вообще не знал, так что - вдвойне благодарю!

Им. в виду Nau F. Le texte grec des récits du moine Anastase sur les saints pères du Sinaï Напечатано в Oriens christianus, №2 (1902), р. 58-89

F. Nau. Les récits inédits du moine Anastase. Contribution à l'histoire du Sinaï au commencement du Vll-e siècle (traduction française). Avec un ré­ sumé des récits édifiants d'Anastase le Sinaïte. Paris, Picard, 1902, 72 стр. 8°. Extrait de la Revue de l'Institut catholique de Paris, 1902, Nr. 1 — 2.— Въ двухъ греческихъ рукописяхъ парижской національной библіотеки (917 и 914) находятся современный извѣстія монаха Анастасія о синайскихъ отцахъ и объ ихъ игуменѣ Іоаннѣ, который можетъ быть отожествленъ съ Іоанномъ Климакомъ. Французскій ученый издаетъ Французскій переводъ съ примѣчаніями (греческій текстъ долженъ появиться въ Oriens christianus) и съ двумя приложеніями, изъ которыхъ первое заключаетъ современное извѣстіе одного монаха о взятіи Синая арабами, заимствованное изъ Cod. Par. gr. 1596 (во Французскомъ переводѣ); вто­рое — извлеченія изъ сохранившихся въ той же рукописи назидательныхъ разсказовъ монаха Анастасія, котораго нужно отличать отъ вышеназваннаго; можетъ быть, Анастасій въ приложеніи является однимъ лицомъсъ Анастасіемъ Синаитомъ, авторомъ 'Οδηγός и т. д.— См. Byz. Zeitschr. В. XI, Η. 3—4 (1902), S. 622.

  • Византійский Временникъ. Томъ IX. Вып. 3–4, т. IX, (1902), стр. 580

Ответить