> Правило о первенстве константинопольского епископа после римского выпадает из контекста повествования - неясно, какое отношение имел император Феодосий к этому правилу
По-случаю, сошлюсь на статью, где все разжевано подробно:
"Во многом благодаря активному участию государственной власти в лице императора закладываются основы автокефалии Восточной церкви ..."
"Итоги деятельности Второго Вселенского собора А.А. Спасский выразил лаконичной формулой: «Собор утвердил никейскую веру, осудил ереси, решил вопросы церковного устройства Константинополя». Раскрывается эта формула следующим образом:"
- собор подтвердил никейское вероисповедание, добавив к Символу веры часть о Св. Духе, утвердив догмат о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном;
- собор осудил духоборство (македонианство) и ряд других ересей, находившихся в связи с арианством;
- собор решил вопрос об управлении константинопольской кафедрой, избрав на нее сначала Григория Богослова, а после его отказа – Нектария;
- собор принял ряд канонов, среди которых наиболее важны второй («областные епископы не должны простирать своей власти на другие церкви вне своих областей») и третий («Константинопольский епископ да имеет преимущества чести после епископа римского, так как Константинополь есть новый Рим»)."
"Кроме того, в решении вопроса о замещении константинопольской кафедры собор пренебрег кандидатурами Рима и Александрии. Два последних обстоятельства вызвали обмен соборными посланиями между «западными» и «восточными», проходивший при участии Феодосия. Последовательно отстаивая церковную независимость Востока, император отклонил предложение о созыве собора в Риме, а для составления ответ- ного послания пригласил восточных епископов вновь собраться в Константинополе в 382 г. Этот собор стал как бы завершением собора 381 г. Он, по словам Спасского, «по всем пунктам отбил атаку Запада и ни в одном шаге не отступил назад. Доказав правоту своей веры, он дал понять «западным», что всякое вмешательство в чисто местные церковные дела не терпимо. Восток имеет свой обычай рукоположения епископов и основывается на постановлении того же Никейского собора, на который ссылается Запад…». Сами иерархи Восточной церкви, собравшиеся на Второй Вселенский собор, превосходно поняли тактику Феодосия, отвечавшую их желаниям и планам, и со своей стороны оказали ему полную поддержку. "
Источник: Воробьева Н. Н., "Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I - IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.", Омск, 2005, http://window.edu.ru/resource/614/27614/files/05100033.pdf
|