Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ФЕОДОСИЙ I ВЕЛИКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
подробности о Соборе должны быть в статье о Соборе
23.04.2016 21:06:18

> От модератора: подробности о Соборе должны быть в статье о Соборе

По его инициативе в в 381 году в Константинополе был созван II Вселенский Собор, на котором была провозглашена Божественность Святого Духа и отвергнут ряд ересей [, когда не только была окончательно закреплена победа над арианством, но и осуждена ересь Македония. Упорствующими грозили строжайшие наказания. На этом же соборе было принято каноническое правило, согласно которому константинопольский епископ, как епископ царствующего града, имел первенство чести сразу после римского].

Не согласен. Вырезанную модератором часть [..] - рассматриваю не как "подробности о Соборе", а как сливки по итогам церковной политики (точка, спорить не буду).

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: подробности о Соборе должны быть в статье о Соборе
23.04.2016 22:06:08 в ответ на "подробности о Соборе должны быть в статье о Соборе" (Олексій Тре)

> > От модератора: подробности о Соборе должны быть в статье о Соборе
> По его инициативе в в 381 году в Константинополе был созван II Вселенский Собор, на котором была провозглашена Божественность Святого Духа и отвергнут ряд ересей [, когда не только была окончательно закреплена победа над арианством, но и осуждена ересь Македония. Упорствующими грозили строжайшие наказания. На этом же соборе было принято каноническое правило, согласно которому константинопольский епископ, как епископ царствующего града, имел первенство чести сразу после римского].
> Не согласен. Вырезанную модератором часть [..] - рассматриваю не как "подробности о Соборе", а как сливки по итогам церковной политики (точка, спорить не буду).

Сливками в данном случае является выжимка: созыв Собора - отвержение ряда ересей - государственная репрессивная машина, все это отражено в статье. Конкретизировать ереси здесь нет смысла, речь не о богословском аспекте. Правило о первенстве константинопольского епископа после римского выпадает из контекста повествования - неясно, какое отношение имел император Феодосий к этому правилу и при чем тут преследования несогласных.

Ответить
Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: об отношении императора Феодосия к Правилу о первенстве константинопольского епископа
24.04.2016 12:04:43 в ответ на "Re: подробности о Соборе должны быть в статье о Соборе" (Александр Иванов)

> Правило о первенстве константинопольского епископа после римского выпадает из контекста повествования - неясно, какое отношение имел император Феодосий к этому правилу

По-случаю, сошлюсь на статью, где все разжевано подробно:

"Во многом благодаря активному участию государственной власти в лице императора закладываются основы автокефалии Восточной церкви ..."

"Итоги деятельности Второго Вселенского собора А.А. Спасский выразил лаконичной формулой: «Собор утвердил никейскую веру, осудил ереси, решил вопросы церковного устройства Константинополя». Раскрывается эта формула следующим образом:"

- собор подтвердил никейское вероисповедание, добавив к Символу веры часть о Св. Духе, утвердив догмат о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном;
- собор осудил духоборство (македонианство) и ряд других ересей, находившихся в связи с арианством;
- собор решил вопрос об управлении константинопольской кафедрой, избрав на нее сначала Григория Богослова, а после его отказа – Нектария;
- собор принял ряд канонов, среди которых наиболее важны второй («областные епископы не должны простирать своей власти на другие церкви вне своих областей») и третий («Константинопольский епископ да имеет преимущества чести после епископа римского, так как Константинополь есть новый Рим»)."

"Кроме того, в решении вопроса о замещении константинопольской кафедры собор пренебрег кандидатурами Рима и Александрии. Два последних обстоятельства вызвали обмен соборными посланиями между «западными» и «восточными», проходивший при участии Феодосия. Последовательно отстаивая церковную независимость Востока, император отклонил предложение о созыве собора в Риме, а для составления ответ- ного послания пригласил восточных епископов вновь собраться в Константинополе в 382 г. Этот собор стал как бы завершением собора 381 г. Он, по словам Спасского, «по всем пунктам отбил атаку Запада и ни в одном шаге не отступил назад. Доказав правоту своей веры, он дал понять «западным», что всякое вмешательство в чисто местные церковные дела не терпимо. Восток имеет свой обычай рукоположения епископов и основывается на постановлении того же Никейского собора, на который ссылается Запад…». Сами иерархи Восточной церкви, собравшиеся на Второй Вселенский собор, превосходно поняли тактику Феодосия, отвечавшую их желаниям и планам, и со своей стороны оказали ему полную поддержку. "

Источник: Воробьева Н. Н., "Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I - IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.", Омск, 2005, http://window.edu.ru/resource/614/27614/files/05100033.pdf

Ответить
Александр Иванов
администратор
православный, РПЦ

Сообщений: 4748
Дата регистрации: 17.01.2005
Re: об отношении императора Феодосия к Правилу о первенстве константинопольского епископа
24.04.2016 15:14:30 в ответ на "Re: об отношении императора Феодосия к Правилу о первенстве константинопольского епископа" (Олексій Тре)

Спасибо, дополнил статью

Ответить