Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ПАРФЕНА ЭДЕССКАЯ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2233
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: Захват Эдессы турками (1389)
09.01.2016 22:17:37 в ответ на "Re: (1389)" (Олексій Тре)

> P.S.: Подождем, что будет написано 9 января на странице "Святые дня" (страница каждый день обновляет текст оригинала из Синаксаря иеромонаха Макария Симонопетрского согласно текущей даты): Vies des saints de ce jour // Le Synaxaire est publié avec la bénédiction du patriarche oecuménique, http://www.monastere-transfiguration.fr/synaxaire/synaxaire.html

Дождались. И на французком то же самое – тот же 1375 год, после 8-мя месячной осады Эдессы иеромонаха Серафима сбросили с водопада и т.д. и т.п. Согласно иером. Макарию Симонопетрскому, почитание новомученицы Парфены было восстановлено в 1957 году.

1) Если учесть, то, что: "Меленикъ и Едесса, занятые Кантакузеномъ, передались Стефану Душану, именно потому, что большая часть мѣстныхъ жителей были Славянскаго, если не всѣ Сербскаго происхожденія ..."

- и то, что и после 1395 года, Эдесса оставалась под сербским влиянием и в составе Сербской Церкви, то не удивительно, что у греков на 1912 год все оставалось на уровне слухов.

2) Кстати, о водопадах Эдессы:

"Οι καταρράκτες δημιουργήθηκαν το 1395 από έναν μεγάλο σεισμό, που ισοπέδωσε σχεδόν ολόκληρη την πόλη", см. Ντίνος Κιούσης, "Στην Πέλλα με τις ανθισμένες κερασιές: Να δείτε στην Έδεσσα...", http://www.kathimerini.gr/759095/article/ta3idia/sthn-ellada...ies

или

"В 1389 году жители Эдессы на протяжении семи месяцев защищали свой город от турецких завоевателей".

"Обороной города руководил православный монах Серафим. Захватчики, вошедшие в Эдессу, сбросили его в водопад, который с тех пор носит название «Монах внутри»".

"Считается, что множество водопадов в данной местности появилось после мощного землетрясения конца 14-го столетия. Природный катаклизм кардинально изменил рельеф Эдессы и прилегающих к ней земель. До него с восточной стороны городка протекала река, из-за подземных толчков она изменила направление своего течения и устремилась к обрыву. Тогда сформировалось 7 больших водопадов, из которых до наших дней в Эдессе дошло лишь два".

Т.е., казус - сначала иеромонаха Серафима в 1375 (или скорее в 1389) сбрасывают с водопада, а затем в 1395 году произошло землетрясение, в результате которого образовались сами водопады.

3) Если, же в 1389 году сербы без боя сдали город (о чем свидетельствуют кодексы монастыря Святого Павла на Афоне), то что же послужило основой кровавым преданиям, которые стараниями митрополита Дионисия Папаниколопулоса обрели новую интерпретацию в 1957/58 году?

Возможно, ответ хранится в сообщении Эвлия Челеби [1], посетившего Эдессу весной 1668. Из сообщения Челеби следует, что уже после захвата города, во время мусульманского праздника Байрам было восстание христиан, которое турки подавили в крови. Подавлением восстания командовал Гази Мурада I (скорее всего Эвренос-бей).

Хаджи Гази Эвренос-бей (1330–1400) – настоящее имя Эврен, христианин из Кареси, перешел на службу к туркам после захвата Орханом бейлика Кареси. Прославился в ходе войн на Балканах, участвовал в сражении под Никополем в 1396 году. Основатель семейства Эвренос-оглу. См. Норман Стоун Краткая история Турции, http://books.google.com/books?id=X-qqBAAAQBAJ&pg=PT220

Возможно, произошло смешение событий: сдача города (1389), землетрясение (1395) и восстание христиан (если имело место, то в каком году?). И причем здесь 1375 год?



[1]  Βλ. Β. Δημητριάδη, Η Κεντρική και Δυτική Μακεδονία κατά τον Εβλιγιά Τσελεμπή, Θεσσαλονίκη? 1973. σσ. 237-38

Ответить