> Даже, если бы в завещании содержались бы явные призывы к расколу, имеем ли право мы умалчивать об этом? Не получим ли лубок вместо жизнеописания реального человека?
Александр, я же не призывал к удалению этой цитаты. Это во-первых. Во-вторых, почему "даже если бы", когда это именно есть явный призыв к расколу? В-третьих, цитирование такого призыва БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ создаёт впечатление, что цитирующий не видит греха в призыве к расколу. Ложное это впечатление или истинное? Зависит от комментария.
Поскольку в Интернете ни одного негативного профессионального комментария я не встречал (комментарии читателей сайтов, в том числе мои, не в счёт), то выхода я вижу два: или удалять цитату (лично я ПРОТИВ такого варианта), либо комментировать её со ссылкой хотя бы на правилах 13, 14 и 15 Двукратного Собора: "Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения с своим Патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому Святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства".
Лично от себя повторю: я очень надеюсь, что одиозный фрагмент "духовного завещания" старца Зосимы, либо весь текст "Завещания" - подлог. Но вне зависимости от того, так это или нет, нельзя оставлять подобные вещи без комментариев. (Вот чем бы профессору Осипову заняться!)
|