> Но с Римско-Католической Церковью нет в этом отношении такой проблемы, потому что апостольское преемство сохранено в обеих Церквах
Согласен что этот аргумент неубедителен - мне кажется что раз у римо-католиков есть "апостольское преемство", то оно должно обретаться и у раскольников. Архиерейскую хиротонию Филарета возглавлял будущий патриарх Пимен - это разве не апостольское преемство?
> Но тут надо проникнуть глубже, потому что проблема берет начало от руководителя
А тут, по-видимому, вступает аргумент что с папы Римского "сняли анафему" 1054 года а с "Киевского патриарха" анафему 1997 года - нет. Это "снятие" было односторонне совершено Константинопольским патриархом Афинагором в 1965 году. Если Польская Церковь принимает это действие - для них возможно это аргумент. Но Русская Церковь, насколько я знаю, не принимает этого "снятия". В том же 1965 году патриарх Алексий I в послании патриарху Константинопольскому заявил что:
" [мы] рассматриваем решение Вашего Святейшества и Святого Синода Константинопольской Церкви как действие вашей Поместной досточтимой Церкви, обращенное к Церкви Рима. Богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему мнению, не имеет" [1].
> Печально, что эту точку зрения, судя по всему, разделяют и наши иерархи.
Насколько я понимаю митрополиты Киевский Владимир и Волоколамский Иларион предпочли бы обращаться с украинскими раскольниками как с римо-католиками. Вот слова первого из них на заседании комиссии Межсоборного присутствия по противодействию расколам 28 сентября 2010 года:
" Наши умы не должны занимать размышления о том, действительны или нет "таинства", совершенные в расколе. Мы должны еще и еще раз повторить мысль, высказанную нашим сопредседателем Высокопреосвященнейшим Владыкой Иларионом на прошлом заседании: внешняя форма таинства, совершенного в расколе, в случае возвращения раскольников в лоно Церкви, наполняется благодатной силой и уже не повторяется. Такой подход может применяться в случае реального прогресса в деле уврачевания раскола в Украине и касаться, прежде всего, вопроса о Таинстве Крещения" [2].
[1] http://www.blagogon.ru/digest/133/ [2] http://www.ortodox.donbass.com/news/201009/slovo.htm |