|
Николая пользователь Православная Сообщений: 822 Дата регистрации: 26.10.2024 |
на заметку: Список творений свт. Григория Паламы
19.10.2025 21:01:29 |
|
Как вариант изложения трудов для будущего пополнения статьи - список-компиляция на основе двух источников: Список творений свт. Григория Паламы
Использованные материалы:
[1] ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 161-191; др. изд.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 538-556 [= PG. 150. Col. 996-1040]; полный заголовок: «Слово на удивительное и равноангельское житие преподобного и богоносного отца нашего Петра, на Св. Горе Афон подвизавшегося» (Λόγος εἰς τὸν θαυμαστὸν καὶ ἰσάγγελον βίον τοῦ ὁσίου καὶ θεοφόρου πατρὸς ἡμῶν Πέτρου τοῦ ἐν τῷ ἁγίῳ ὄρει τῷ ῎Αθῳ ἀσκήσαντος); ок. 1332 г. (см.: Rigo. 1995) [2] ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 247-250; 1-е изд.: Hatlie. 1989. P. 46-51; полный заголовок: «Послание к преподобнейшему иеромонаху Павлу Асеню, вопросившему о восприятии великого ангельского образа» (᾿Επιστολὴ πρὸς τὸν ὁσιώτατον ἱερομόναχον Παῦλον τὸν ᾿Ασάνην, ἐρωτήσαντα περὶ τῆς ἀναλήψεως τοῦ μεγάλου καὶ ἀγγελικοῦ σχήματος) [3] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 23-77, 78-153; 1-е изд.: Μεταξᾶς; полные заголовки: «Слово аподиктическое первое. О том, что Св. Дух не исходит также от Сына, но от одного Отца» (Λόγος ἀποδεικτικὸς πρῶτος, ὅτι οὐχὶ καὶ ἐκ τοῦ υἱοῦ ἀλλ᾿ ἐκ μόνου τοῦ πατρὸς ἐκπορεύεται τὸ πνεῦμα τὸ ἅγιον); «Слово второе. Об исхождении Св. Духа, что не [исходит] также от Сына, и в ответ на [цитаты] из Писания, которые предлагают Латиняне в свою защиту» (Λόγος δεύτερος περὶ τῆς ἐκπορεύσεως τοῦ ἁγίου πνεύματος, ὅτι οὐχὶ καὶ ἐκ τοῦ υἱοῦ, καὶ πρὸς τὰ παρὰ Λατίνων ἐκ τῆς θείας γραφῆς εἰς συνηγορίαν αὐτῶν δῆθεν προτεινόμενα) [4] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 161-175; 1-е изд.: Arcudius. 1630. P. 4-64 [= PG. 161. Col. 243-288]; полный заголовок: «Надписания взамен тех, которые Векк в защиту Латинян приложил к собранным им цитатам из [святоотеческих] писаний; [новые надписания] показывают, что надписания Векка нечестивы и противоположны собранным им речениям святых» (Εἰς τὰς παρὰ τοῦ Βέκκου ὑπὲρ Λατίνων ἐπὶ ταῖς συλλεγείσαις παρ᾿ αὐτοῦ γραφικαῖς χρήσεσιν ἐπιγραφὰς ἀντεπιγραφαὶ δεικνῦσαι δυσσεβῶς ἐχούσας τὰς τοιαύτας ἐπιγραφὰς καὶ ἀντιθέτους οὔσας ταῖς συνειλεγμέναις τῶν ἁγίων ῥήσεσιν) [5] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 225-259; 1-е изд.: Παπαμιχαήλ Γ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ κατὰ Βαρλαὰμ τοῦ Καλαβροῦ // ΕΘ. 1914. Τ. 13. Σ. 42-52, 245-255, 464-476; полный заголовок: «К философу Варлааму касательно того, что он сказал о двух началах, или Против эллинской точки зрения» (τῷ φιλοσόφῳ Βαρλαὰμ περὶ ὧν ἔφη δύο ἀρχῶν, ἢ καθ᾿ λληνικῆς ἐποψίας) [6] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 260-295; полный заголовок: «К тому же Варлааму, пишущему, что не существует доказательства ни для чего, касающегося божественного. Обнаружение того, что таковое существует и что оно является собственно доказательством, а доказательство по Аристотелю несостоятельно и то, что является его следствием, бесполезно» (πρὸς τὸν αὐτὸν Βαρλαὰμ γράφοντα ὅτι οὐκ ἔστιν ἀπόδειξις ἐπ᾿ οὐδενὸς τῶν θείων̇ ἔλεγχος ὅτι ἔστιν ἐφ᾿ ὧν καὶ ὅτι κυρίως ἀπόδειξις αὕτη̇ ἡ δὲ κατ᾿ ᾿Αριστοτέλην ἀπόδειξις ἀσύστατον καὶ τὸ ὑπὲρ αὐτὴν ἀχρεῖον) [7] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 203-219; 1-е изд.: Meyendorff J. L'origine de la controverse palamite. Le première lettre de Palamas à Akindynos // Θεολογία. 1955. Τ. 26. Σ. 77-90 [= Meyendorff. 1974. N 2 [8] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 220-224; 1-е изд.: Παπαμιχαήλ Γ. Γρηγόριος Παλαμᾶς πρὸς ᾿Ακίνδυνον // ΕΘ. 1913. Τ. 12. Σ. 375-381 [9] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 296-312; 1-е изд.: Meyendorff J. Une lettre inédite de Grégoire Palamas à Akindynos // Θεολογία. 1953. Τ. 24. Σ. 569-582 [= Meyendorff. 1974. N 3]); полный заголовок: «К Акиндину: послано из Фессалоники до соборного осуждения его и Варлаама» (πρὸς ᾿Ακίνδυνον ἐστάλη δ᾿ ἀπὸ Θεσσαλονίκης πρὸ τῆς τοῦ Βαρλαὰμ καὶ αὐτοῦ συνοδικῆς καταδίκης) [10] Περὶ προσευχῆς καὶ καθαρότητος καρδίας κεφάλαια τρία - ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157-159; 1-е изд.: Θιλοκαλία. Σ. 962-963 [= PG. 150. Col. 1117-1121] [11] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 359-694; 1-е изд.: Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes / Introd., texte crit., trad. et notes: J. Meyendorff. Louvain, 1959, 19732. P. 1-223, 225-555, 557-727 [12] ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578; 1-е изд.: Δοσίθεος. Σ. 34-39; др. изд.: Θιλοκαλία. Σ. 1009-1013 [= PG. 150. Col. 1225-1236] [13] ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 69-95; полный заголовок: «В скольких значениях [можно говорить] о божественном единении и различении, и что мы научены, что не только касательно ипостасей существует различение в Боге, но и согласно общим выступлениям и энергиям, и что мы унаследовали [традицию] мыслить Его несотворенным как согласно единению, так и согласно различению, даже если это не нравится Варлааму и Акиндину» (Ποσαχῶς ἡ θεία ἕνωσις καὶ διάκρισις, καὶ ὅτι μὴ κατὰ τὰς ὑποστάσεις μόνον, ἀλλὰ καὶ κατὰ τὰς κοινὰς προόδους καὶ ἐνεργείας διάκρισιν ἐδιδάχθημεν ἐπὶ θεοῦ, καὶ ὅτι καθ᾿ κατέραν ἕνωσίν τε καὶ διάκρισιν ἄκτιστον φρονεῖν παρελάβομεν αὐτόν, κἂν Βαρλαὰμ καὶ ᾿Ακίνδυνος ἀπαρέσκωνται) [14] «О божественных энергиях». ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 96-136; полный заголовок: «Более пространная апология к тем, кто рассчитывают доказать существование двух богов на основе того, что святые называют боготворящий дар Духа, который Бог превосходит по сущности, не только нетварным обожением, но и Божеством, или О божественных энергиях и о причаствуемости им» (᾿Απολογία διεξοδικωτέρα πρὸς τοὺς οἰομένους δύο δείκνυσθαι θεοὺς ἐκ τοῦ τὴν θεοποιὸν δωρεὰν τοῦ πνεύματος, ἧς ὑπέρκειται κατ᾿ οὐσίαν ὁ θεός, οὐκ ἀγένητον μόνον θέωσιν, ἀλλὰ καὶ θεότητα ὑπὸ τῶν ἁγίων ὀνομάζεσθαι̇ ἢ περὶ θείων ἐνεργειῶν καὶ τῆς κατ᾿ αὐτὰς μεθέξεως) [15] «О божественной и обоживающей причаствуемости, или О божественной и сверхъестественной простоте» (Περὶ θείας καὶ θεοποιοῦ μεθέξεως ἢ περὶ τῆς θείας καὶ ὑπερφυοῦς ἁπλότητος - ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 137-163) [16] ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 164-218; полный заголовок: «Диалог православного с варлаамитом, отчасти опровергающий варлаамитское заблуждение» (Διάλεξις ὀρθοδόξου μετὰ βαρλααμίτου κατὰ μέρος ἀνασκευάζουσα τὴν βαρλααμίτιδα πλάνην) [17] полный заголовок: «[О том,] что Латиняне, говорящие, что Дух также и от Сына, не смогут избежать тех, кто обвиняют в утверждении двух начал для единого Духа и в том, что богословские силлогизмы необходимо называть скорее аподиктическими, чем диалектическими. Письмо было написано Акиндину, когда тот еще относился к числу благочестивых и друзей [Паламы]» (῞Οτι Λατίνοι λέγοντες καὶ ἐξ υἱοῦ τὸ πνεῦμα οὐκ ἔχουσι διαφυγεῖν τοὺς ἐγκαλοῦντας αὐτοῖς ὅτι τοῦ νὸς πνεύματος δύο λέγουσιν ἀρχὰς καὶ ὅτι τοὺς θεολογικοὺς συλλογισμοὺς ἀποδεικτικοὺς μᾶλλον δεῖ καλεῖν ἢ διαλεκτικούς. ᾿Εγράφη δὲ πρὸς ᾿Ακίνδυνον, ἔτι τοῖς εὐσεβέσι καὶ φίλοις ἐναριθμούμενον) [18] ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 296-312; 1-е изд.: Meyendorff J. Une lettre inédite de Grégoire Palamas à Akindynos // Θεολογία. 1953. Τ. 24. Σ. 569-582 [= Meyendorff. 1974. N 3 [19] ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578; 1-е изд.: Δοσίθεος. Σ. 34-39; др. изд.: Θιλοκαλία. Σ. 1009-1013 [= PG. 150. Col. 1225-1236]; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Т. 2. С. 683-688 - греч. текст приведен по PG); полный заголовок: «Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих. По поводу тех, кто по причине отсутствия опыта и веры в святых отвергают неописуемые таинственные энергии Духа, которые действуют в живущих по Духу лучше, чем рассуждение, и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются посредством рассуждений» (῾Αγιορειτικὸς τόμος ὑπὲρ τῶν ἱερῶς ἡσυχαζόντων διὰ τοὺς ἐξ ἰδίας ἀπειρίας καὶ τῆς πρὸς τοὺς ἁγίους ἀπειθείας ἀθετοῦντας τὰς τοῦ πνεύματος μυστικὰς ἐνεργείας κρεῖττον ἢ λόγος ἐν τοῖς κατὰ πνεῦμα ζῶσιν ἐνεργουμένας καὶ δι᾿ ἔργων φανερουμένας ἀλλ᾿ οὐ διὰ λόγων ἀποδεικνυμένας) [20] ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 219-262; 1-е изд.: Matthaei. T. 2. P. 7-37 [= PG. 150. Col. 909-960]; полный заголовок: «Диалог того же православного, Феофана, с Феотимом, обратившимся от варлаамитов. Феофан, или О Божестве и о том, что в нем может быть причаствуемо, а что нет» (Τοῦ αὐτοῦ ὀρθοδόξου Θεοφάνους διάλεξις πρὸς τὸν ἀπὸ βαρλααμιτῶν ἐπιστρέψαντα Θεότιμον. Θεοφάνης, ἢ περὶ θεότητος καὶ τοῦ κατ᾿ αὐτὴν ἀμεθέκτου τε καὶ μεθεκτοῦ) [21] ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 363-374; полный заголовок: «К преподобнейшему во иеромонахах господину Павлу Асеню» (πρὸς τὸν ὁσιώτατον ἐν ἱερομονάχοις κῦριν Παῦλον τὸν ᾿Ασάνην) [22] Исповедание веры // ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 494-499; 1-е изд.: Combefis. T. 2. P. 172-176 [= PG. 151. Col. 763-768; Καρμίρης. Τ. 1. Σ. 343-346]; др. изд.: Δοσίθεος. Σ. 85-88); полный заголовок: «Исповедание Григория Паламы, митрополита Фессалоникийского, прочитанное перед божественным и священным Собором во всеуслышание и подтвержденное и одобренное всеми как самое благочестивое во всем» (῾Ομολογία τοῦ μητροπολίτου Θεσσαλονίκης Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ἐπὶ τῆς θείας καὶ ἱερᾶς συνόδου εἰς εὐήκοον πάντων ἀναγνωσθεῖσα καὶ ὑπὸ πάντων ὡς διὰ πάντων εὐσεβεστάτη στερχθεῖσά τε καὶ σεφθεῖσα) [23] ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 39-506 [24] ῎Εκθεσις τῆς τῶν Βαρλαὰμ καὶ ᾿Ακινδύνου δυσσεβημάτων ἀλλοκότου πληθύος - ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 579-586; 1-е изд.: Δοσίθεος. Σ. 13-17 [25] ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 517-538; 1-е изд.: Κουρούσης Σ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ τέσσαρες ἀνέκδοται ἐπιστολαὶ πρὸς ῞Αγιον ῎Ορος // ΕΕΒΣ. 1963. Т. 32. Σ. 351-369 [26] ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 509-516; 1-е изд.: Κουρούσης Σ. Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ τέσσαρες ἀνέκδοται ἐπιστολαὶ πρὸς ῞Αγιον ῎Ορος // ΕΕΒΣ. 1963. Τ. 32. Σ. 343-350 [27] ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 231-246; другие изд.: ῾Αγίου Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ ῾Ομιλίαι κβ´... ὅ τε ἐπιστολιμαῖος Λόγος πρὸς ᾿Ιωάννην καὶ Θεόδωρον τοὺς φιλοσόφους καὶ τέσσαρες εὐχαί... / ᾿Απὸ τὸν Σ. Κ. τοῦ ἐξ Οἰκονόμου. ᾿Αθῆναι, 1861. Σ. 290-308 - в качестве приложения к гомилиям; Св. Григория Паламы, митр. Солунского, три творения, доселе не бывшие изданными / Греч. текст и рус. пер.: еп. Арсений (Иващенко). Новгород, 1895; изд. С. Икономоса не было известно еп. Арсению); полный заголовок: «Эпистолярное слово к Иоанну и Феодору, философам, показывающее, кто спасается, а кто нет, и о том, что порождается упражнением ума, против главнейших страстей и тех, кто чрезмерно полагаются на философские положения, но не имеют добродетели» (Λόγος ἐπιστολιμαῖος πρὸς ᾿Ιωάννην καὶ Θεόδωρον τοὺς φιλοσόφους, ἀποδεικνύων τίνες τε οἱ σωζόμενοι καὶ τίνες οὔ, καὶ περὶ τῶν τικτομένων ἐκ τῆς κατὰ νοῦν σχολῆς, κατά τε τῶν γενικωτάτων παθῶν καὶ τῶν ὅσοι μέγα φρονοῦσιν ἐπὶ φιλοσοφίᾳ λόγων, ἀρετῆς χωρίς). [28] ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 193-230; др. изд.: Θιλοκαλία. Σ. 929-949 [= PG. 150. Col. 1044-1088]); полный заголовок: «К всечестнейшей в монашествующих Ксении. О страстях и добродетелях и о том, что порождается упражнением ума» (πρὸς τὴν σεμνοτάτην ἐν μοναζούσαις Ξένην̇ περὶ παθῶν καὶ ἀρετῶν καὶ περὶ τῶν τικτομένων ἐκ τῆς κατὰ νοῦν σχολῆς [29] ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 101-107; др. изд., независимое от ΓΠΣ, учитывающее текст «150 глав»: Sinkewicz. 1988. P. 263-269); полный заголовок: «Выдержка из «Сокровищницы» свт. Кирилла [PG. 75. Col. 244] [30] «150 глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и аскетическим, предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы» (κεφάλαια κατὸν πεντήκοντα φυσικὰ καὶ θεολογικά, ἠθικά τε καὶ πρακτικὰ καὶ καθαρτικὰ τῆς Βαρλααμίτιδος λύμης - ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37-119; 1-е изд.: Θιλοκαλία. Σ. 964-1009 [= PG. 150. Col. 1117-1226] [31] ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 251-260; 1-е изд.: Θιλοκαλία. P. 949-954 [= PG. 150. Col. 1089-1101]); полный заголовок: «Десятословие законодательства Христова, или Нового Завета» (Δεκάλογος τῆς κατὰ Χριστὸν νομοθεσίας ἤτοι τῆς νέας διαθήκης) [32] ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 148-165; Philippidis-Braat. P. 168-185; Прохоров. 1972 [33] ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 120-141; 1-е изд.: Δυοβουνιώτης Κ. Γρηγορίου Παλαμᾶ ᾿Επιστολὴ πρὸς Θεσσαλονικεῖς // Νέος ῾Ελληνομνήμων. 1922. Τ. 16. Σ. 6-21; др. изд.: Philippidis-Braat. 1979. P. 136-165); полный заголовок: «Письмо, посланное пленником из Азии, к своей Церкви» (᾿Επιστολὴ ἥν ἐξ ᾿Ασίας, αἰχμάλωτος ὤν, πρὸς τὴν αυτοῦ ἐκκλησίαν ἀπέστειλεν) [34] ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 231-377; 1-е изд.: Порфирий (Успенский), еп. Ч. 3. Т. 2. С. 737-739, 740-741 - выдержки из слов 1, 3 и 4 [35] ΓΠΣ. Τ. 4. Σ. 382-389). Полный заголовок: «Послание к вопросившему о выдержке из Василия Великого, которая находится в соборном томосе и которая, согласно клевете Григоры, подложна» (᾿Επιστολὴ πρὸς τὸν ἐρωτήσαντα περὶ τῆς ἐγκειμένης ἐν τῷ Συνοδικῷ Τόμῳ τοῦ μεγάλου Βασιλείου ῥήσεως καὶ παρὰ τοῦ Γρηγορᾶ συκοφαντουμένης ὡς μὴ γνησίας) [36] ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 269-280; 1-е изд.: Οἰκονόμος. 1861. Σ. 308-316 |
||
| Ответить | ||