Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "АНДРЕЙ (ДЕМЬЯНОВИЧ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2247
Дата регистрации: 03.04.2013
о родстве с Будиловичей с Георгиевскими (фантазии)
29.08.2023 11:35:56

Вместо вступления:

[Приложение 2. Адриан Харкевич. Дневник регента хора ]

"Пришлось, наконец, подыскивать постоянного помощника, и такового обрели в лице беженца, иеромонаха Андрея (Демьяновича), дальнего родственника самого о. Левицкого и племянника его товарища по школьной скамье, знаменитого проф. А. Будиловича.

Сей монах приютился в Бари при Русском доме; служил там мало, бедствовал много, и архимандрит Симеон [ Нарбеков ] посоветовал о. Левицкому [ Левицкий Владимир Иоаннович (1843, с. Сеяновичи Гродненск. губ. - 2.7.1923, Флоренция, Италия), митрофорный протоиерей, строитель и 1-й настоятель Рождественского храма во Флоренции (1878-1922) ] принять его к себе в помощники. Иеромонах Андрей слушал лекции в одном-другом заграничном университете, так как матушка его в заботах о здоровье единственного сына, всё время возила его по заграницам; два года перед войной он, однако, провел в Московской духовной академии. Прибыл он во Флоренцию в декабре 1919 г. Впечатление, им произведенное, было вполне благоприятное; в обращении чувствовались, быть может, преувеличенная мягкость и даже робость. Отец Левицкий обласкал его и как собрата, и как родственника; содержание было ему обеспечено в размере тогдашних 500 лир, плюс половина настоятельских доходов: в дешевой Флоренции можно было зажить с некоторым комфортом. Несколько иное впечатление произвела его матушка, вдова варшавского протоиерея, прежде всего своим униатофильством, а затем и своим тоталитарным режимом по отношению к всепокорнейшему сыну. Ни одного слова, ни одного движения, так сказать, motu proprio [собственного движения]. За столом он сидел, точно младенец и, при несколько хилом виде, похож был на цыпленка, только бородатого. Материнское униатофильство, конечно, отразилось и на нем; свидетельствовала об этом его переписка с шефом униатов, митрополитом львовским Андреем Шептицким. Матушка прямо афишировала свое униатофильство (и это перед о. Левицким, питомцем митрополита Иосифа Семашки!), афишировала настойчиво, бесцеремонно, почти гордилась им. Гордилась она еще одним обстоятельством: «целибатом» своего сына, о чем повторяла кстати и совсем некстати, причем сын опускал стыдливый взор, и щеки его покрывались легким румянцем, подтверждающим то состояние невинности, которым едва ли мог похвастаться кто-нибудь из внимавших этим гимнам целомудрия. Это было, конечно, хорошо, необычно, весьма почтенно, хотя, может быть, не в меру откровенно. Что было менее почтенно, так это его оптимистическое отношение к большевизму, который он рассматривал с гегельянской точки зрения и утешался фатализмом диалектического процесса [398] (…)

Отец Левицкий, ввиду домогательств иеромонаха Андрея занять пост настоятеля, к чему у него не оказалось самых элементарных качеств и подготовки, счел необходимым осведомить об этом и преосвященного Евлогия, внявшего в свое время лестным отзывам об иеромонахе кн. Друцкого и К° и фантазиям о причиняемых ему угнетениях. Епископ ответил выражением сожаления по поводу такой характеристики, которая заставила его назначить иером. Андрея настоятелем в Биарриц, а не в Будапешт, куда он его прочил. Преосвященный Евлогий, с его знанием жизни и людей, всего через 5 лет получил от иером. Андрея пикантный сюрприз: в январе 1927 г. большевистский журнал «L’Humanite» опубликовал письмо биаррицкого настоятеля о том, что доктрина большевизма вполне соответствует евангельскому учению, что вся эмиграция должна переменить линию своего отношения к Совдепии, передать полпредам все заграничные храмы и т. п. Куда девался остроумный теоретик «православного большевизма» — неизвестно; вероятнее всего, возвратился в Совдепию и стал в ряды живоцерковников [401]. (...)"

Сноски:

[398]: Митр. Евлогий (Георгиевский) пишет так: «глубокий старец протоиерей о. Левицкий неудачно выбрал себе помощника - иеромонаха Андрея, которого я затем перевел в Биарриц» («Путь моей жизни». С. 432.).

[401]: Интуиция не обманула мемуариста: после публичного заявления во французской коммунистической газете «Юманите» с признанием советской власти (28 дек. 1926 г.), иеромонах Андрей стал вести просоветскую пропаганду среди эмигрантов, снят с должности и запрещен в священнослужении указом митр. Евлогия (1927), в том же году вернулся в СССР, где состоял в клире обновленческой т. н. Живой Церкви.

Источник: Талалай М. Г. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб, 2011, с. 296-297: https://imwerden.de/pdf/talalay_russkaya_tserkovnaya_zhizn_v...pdf

Итак,

> Пришлось, наконец, подыскивать постоянного помощника, и такового обрели в лице беженца, иеромонаха Андрея (Демьяновича), дальнего родственника самого о. Левицкого и племянника его товарища по школьной скамье, знаменитого проф. А. Будиловича.

Открываем ПЭ, Т. 6, 316-317: https://www.pravenc.ru/text/153569.html Читаем:

Будилович Антон Семенович (24.05.1846, с. Комотово Гродненской губ.- 12.12.1908, С.-Петербург), историк, филолог и публицист. Из семьи униатского священника. Учился в Виленской гимназии и Литовской ДС. В 1867 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та с золотой медалью, оставлен при ун-те преподавателем по кафедре слав. наречий"

Открываем Кручковский Т.Т. "Польский вопрос в России в оценке А.С. Будиловича" // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2022. Т. 17. № 3-4, с. 9-24: https://doi.org/10.31168/2412-6446.2022.17.3-4.01 Читаем:

А.С. Будилович (1846–1908), уроженец местечка Комотово Гродненской губернии, родился в семье сельского протоиерея, который после ликвидации Брестской унии и присоединения белорусских греко-католических приходов к Православной всероссийской церкви особенно ревностно служил последней. Своих детей Семен Иванович Будилович воспитал в духе традиционных православных ценностей... Братья Будиловичи, дабы полностью отмежеваться от всего, что даже отдаленно напоминало о Польше, поменяли написание своей по-польски звучащей фамилии, убрав из нее букву «з» (в первоначальном варианте она значилась как «Будзилович»). Отец А.С. Будиловича не только не ограничился русификацией фамилии, но и сменил ее впоследствии на церковную Георгиевский."

Если честно, то я не в теме: многие пишут, что свящ. Симеон Иванович Георгиевский (отец митр. Евлогия (Георгиевского), до своего переезда в Тульскую губернию носил фамилию Будзилович, часто встречавшуюся среди дворянства и духовенства Гродненской губернии, перешел из унии в правословие. После польского восстания 1863 года сначала сменил свою полонизированную фамилию Будзилович на Будилович (эту фамилию носили - депутат IV Думы о. Александр Семенович Будилович и филолог-славист Антон Семенович Будилович, которые были старше митр. Евлогия на 23 и 22 года соответственно). Еще пишут, что в семье о. Симеона Будиловича было 5 сыновей и одна дочь.

Т.е., если принять за основу версию что о. Симеон Будилович женился на представительнице разветвлённого рода тульских священников Серафиме Александровне Глаголевой и перед переездом в Тульскую губернию взял церковную фамилию Георгиевский, то (мне как обывателю, за неимением полной картины) непонятно, что это было - второй брак или "программа по защите свидетелей". Митрополит Евлогий в своих воспоминаниях писал:

"Мать моя, Серафима Александровна, по природе своей была глубже отца, но болезненная, несколько нервная, она имела склонность к меланхолии, к подозрительности. Сказалась, быть может, и тяжелая ее жизнь до замужества: она была сирота, воспитывалась в семье старого дяди, который держал ее в черном теле. Печать угнетенности наложила на нее и смерть первых четырех детей, которые умерли в младенчестве: с этой утратой ей было трудно примириться. Потеряв четырех детей в течение восьми лет, она и меня считала обреченным: я родился тоже слабым ребенком. Как утопающий хватается за соломинку, так и она решила поехать со мною в Оптину Пустынь к старцу Амвросию, дабы с помощью его молитв вымолить мне жизнь".

Можно трактовать по разному, и так и этак. Можно, даже развить фантазию о том, что о. Симеон Будилович-Георгиевский, по известным причинам покинул Гродненскую губернию и всплыл в Тульской губернии с чистым послужным списком. А что? Cтаршие сыновья были уже взрослые и дочь выдана замуж за свящ. Андрея Петровича Демьяновича. Тогда для всех по легенде старшие братья и сестра Василия (буд. митр. Евлогия) умерли в младенчестве. В таком случае, можно было бы предположить, что митр. Евлогий (Георгиевский) и не знал о своем родстве с Будиловичами и о том, что он сам приходится родным братом матери иеромонаха Андрея (Демьяновича)?

Как оказалось, все это шито белыми нитками :

- о. Симеон Антонович Будилович умер в 1882 году в сане протоиерея в Каменце-Литовском в возрасте 59 лет и был похоронен в Варшаве на Вольском кладбище. После себя оставил жену и 14 детей (7 сыновей и 7 дочерей). На тот момент две его дочери были замужем за протоиереев Варшавской епархии.

Подробнее, см. Кулаковский П.А., "А.С. Будилович" (Некролог) // Журнал Министерства народного просвещения. - 1909. Август. Новая серия. - Ч. XXII. - с. 100-125 (о прот. Симеоне Будиловиче, с. 101-102, 104): https://viewer.rusneb.ru/ru/005664_000048_RuPRLIB18001594?page=424 и Некрологи: Протоиерей Симеон Антонов Будилович // Литовские епархиальные ведомости. 1882. №28 (11 июля), с. 233: https://vivaldi.nlr.ru/pm000034931/view/?#page=7

P.S.: Вот так рождаются легенды. К сожалению не нашел первоисточник версии о том, что [ Симеон Антонович Будилович ] и [ Симеон Иванович Георгиевский ] это одно лицо, или хотя бы родственники. В любом случае, в топку:

Ответить