Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "НЕОФИТ УРБНИССКИЙ"

Панайот Кофалалос
пользователь
православный клирик (УПЦ)

Сообщений: 982
Дата регистрации: 30.03.2021
Re: В грузин. календаре - другое время смерти
10.01.2023 12:55:33 в ответ на "В грузин. календаре - другое время смерти" (Шевченко Василий )

> Сщмч. Неофит Урбнели, еп. Урбнисский (VII, память 28 октября)
> на "Древе" + 587 ???
> В Житиях иером. Макария Симонопетрского:
> * "Память священномученика Неофита, епископа Урбнисского, в Грузии" (+ 823)
> ps В Соборе Грузинск. свв. предлагаю поставить у его имени VII, и в статье исправить на "среднее" - VII. Или VI - IX ?
> В статье ПЭ - VIII век
> Что выбирать? Так: * Сщмч. Неофит Урбнели, еп. Урбнисский (VII/VIII , память 28 октября)

К сожалению, есть случаи, когда в десяти источниках находим десять вариантов дат жизни-смерти святого, причём крайние разнятся на несколько веков. Наиболее типичный и, в общем, легко отсеиваемый случай для западных святых - когда в одном-двух источниках их относят к I или к началу II века, при этом в других источниках они датируются III-VI веками. Западному благочестию (восточному - в гораздо меньшей степени, к тому же на очень поздних этапах - в России при Петре I) присуще стремление произвести происхождение того или иного святого напрямую к апостолам. В этом случае, как правило, оптимальным представляется выбор более поздней даты. Что касается остальных случаев, то выскажу только личную точку зрения, не более того. Я так поступаю, пополняя и исправляя свои базы.

Поскольку, несмотря на многие "подробности", в том числе последнего времени, я всё же считаю себя воспитанником Русской Церкви, то для святых, имеющихся в русском календаре (и в других русских источниках) выбираю как приоритетную датировку официального календаря, но с обязательной сверкой с "Православной энциклопедией" - поскольку она учитывает последние агиографические исследования (и отечественные, и зарубежные). В "ПЭ" есть статьи, где специально анализируются варианты датировки И было пару раз, когда мне выводы "ПЭ" показались категорически неудовлетворительными, но это исключения).

На втором месте - все остальные источники, восточные и западные, с предпочтением энциклопедий и специальных агиографических изданий. Как правило, у греков даты почему-то чуть долее ранние (на 20-50 лет), чем у русских; во многих статьях у греков дат вообще нет - даже в несомненных случаях (думаю, это не пренебрежение к науке, а скорее приоритет личности святого над временем, в которое он жил).

Когда есть явно две тенденции в оценке даты - как, например, с кипрскими "аламанами", которых датируют от IV до XI века, то в отсутствие явных преимуществ за другими вариантами лично я счёл за благо принять вариант "ПЭ" - двойную дату: "VII/XI ?".

Когда энциклопедической и вообще "академической" даты нет вообще, при этом в источниках большой разброс по годам, то либо указывать век, либо диапазон лет (скажем, даты нет, но "умучени при Декии" - значит, "ок." лет его правления, либо - когда отдать предпочтение ему-то одному невозможно - так (цифры условные): "+ 350/ок. 380-400/ок. 650?".

Как быть с грузинами? Если есть такая возможность, поинтересоваться самыми последними данными в грузинской научной и религиозной литературе. Если есть только даты из календарей - давать две, нашую и ихнюю.

P. S.

  • Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (Урбнели) (587/VII/VIII/823) :)))

Ответить