Обсуждение статьи "ПАЛЛАДИЙ (ГОРОДКОВ)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1829
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: два архимандрита (выводы)
28.10.2021 02:24:23 в ответ на "два архимандрита" (Олексій Тре)

> Рункевич С. Г. (1867 - 1924). Александро-Невская лавра : 1713-1913. - Санкт-Петербург, 1913, с. 868-869: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003501478?page=886

У Рункевича нет ясности - 21 декабря 1839 года в Св. Синоде постановили доложить представление митрополита, поступившее в августе (об увольнении наместника на покой) "в общем заседании членов Св. Синода, когда будет назначено". Дальше Рункевич пишет: "Затем, прежде чем состоялось о нем определение Св. Синода, он скончался 16 октября 1842 года".

Т.е, выходит, что, после 21 декабря 1839 еще год и девять-десять месяцев не было заседаний Синода.

Может показаться, что в двух следующих абзацах речь идет о двух разных людях:

- В августе-декабре 1837 года "учрежденъ былъ строительный комитетъ, въ составъ котораго вошли: намѣстникъ Александроневской лавры, архимандритъ Палладій, инспекторъ семинаріи, соборный іеромонахъ Антоній, а съ апр. 1838 г. и ректоръ семинаріи, архимандритъ Аѳанасій"

- "Чрезъ три года новое зданіе было готово и, съ соизволенія высокопр. Серафима, принято со службами съ оградою отъ строительнаго комитета въ вѣдѣніе семинарскаго правленія, въ августѣ 1841 г. съ описями и чертежами. Подъ описью (которая будетъ разсмотрѣна въ своемъ мѣстѣ ), подписались: смотритель при постройкѣ іеромонахъ ал. невской лавры Іосифъ, сдававшій строеніе; члены комитета, находившіеся при сдачѣ : Аѳанасій, eп. томскій и енисейскій, намѣстникъ лавры, архимандритъ Палладій, казначей іеромонахъ Амвросій, архитекторъ надворный совѣтникъ Щедринъ".

См. Надеждин А. Н. История С.-Петербургской православной духовной семинарии, СПб. 1885, с. 308-310: https://runivers.ru/lib/book8919/477498/

Но, содержание писем графа Муравьева все расставляет на свои места:

[1830]: "Время было зимнее и повсюду свирѣпствовала холера, между Москвой и Петербургомъ было нѣсколько карантиновъ; братъ мой, съ которым я ѣхалъ, только что овдовѣлъ и убитый горемъ возвращался въ Петербургъ" [1]: Первая супруга Н. Н. Муравьева, Софья Феодоровна (изъ грузинскаго рода Ахвердовыхъ род. 7 мая 1810 г. +2 октября 1830 г. ...
[1830]: "Въ Петербургѣ ожидало меня гостепріимство въ радушномъ домѣ Мальцовыхъ, которые съ дѣтства меня знали въ Москвѣ, но и у нихъ нашелъ я горе; я пріѣхалъ къ нимъ наканунѣ шестинедѣльнаго поминовенія старшаго любимаго ихъ сына, и первый мой выѣздъ былъ для паннихиды въ Невскую Лавру : туть впервые увидѣлъ я Митрополита Серафима и добродушнаго намѣстника лавры Архимандрита Палладія, который сдѣлался впослѣдствій моимъ духовникомъ..." [1].

[1842]: "Когда по возвращенін моемъ въ Петербургъ, я не засталъ въ живыхъ Намѣстника Невской Лавры Архимандрита Палладія, бывшаго моимъ духовникомъ..." [2].

Выводы:

  • а) 18 октября 1842 года скончался архимандрит Палладий (Белевцев) - духовник графа Муравьева;
  • б) иконописцем был тот же архим. Палладий (Белевцев) [3].
  • в) в журнале Русское обозрение за 1895 год и в Биографическом словаре Алексея Родосского за 1907 год [4] ошибочно отнесли последние годы жизни Палладия (Белевцева) к другому архимандриту - Палладию (Городкову), который не мог быть наместником А.-Невской Лавры и скончался в Рязани при своем брате еп. Гаврииле (Городкове). Причиной ошибки могло быть письмо митр. Филарета еп. Гавриилу, в котором он скорбит о смерти наместника Невской Лавры архим. Палладия.



[1]  Муравьев А. Н. Мои воспоминания // Русское обозрение. 1895. Т. 36 (декабрь), с. 591: https://books.google.com/books?id=Q9w6AQAAMAAJ&pg=PA591

[2]  Письма митр' Московского Филарета к А. Н. М.... [А. Н. Муравьеву]. 1832-1867. Киев, 1869, с. 113, 115: https://books.google.com/books?id=4K9SAAAAcAAJ&pg=PA115

[3]  Цитата: "80) Лик Андрея Первозванного, писанный бывшим духовником А. Н-ча архимандритом Палладием, по первой описи № 25", см. Петров Н. И. Муравьевская коллекция в Церковно-археологическом музее при Киевск. духов. Академии // Труды КДА, 1878. №7 (июль), с. 210.

[4]  Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии : 1814-1869 гг. / сост. Алексей Родосский. - СПб., 1907, с. 349-350: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/14532#mode/inspect/page/443/zoom/5

Ответить