Обсуждение статьи "НИФОНТ ХИОССКИЙ"

Митрофанов А. В.
только чтение
Русская Православная Церковь

Сообщений: 39
Дата регистрации: 14.01.2021
Беленькая Ε. Μ. НИФОНТ. - Православная энциклопедия, т. 51, с. 284
23.01.2021 15:03:18

НИФОНТ [греч. Νήφων ό Χίος] (1736 — 28.12.1809), прп., Хиосский (пам. греч. 28 дек., 14 июня), иером., видный представитель движения колливадов, основатель мон-ря Благовещения на Скиатосе, т. н. вождь колливадского рассеяния.

Н., в миру Николай, род. в 1736 г. в дер. Патрика на о-ве Хиос. Его воспитывала тетя, т. к. он потерял родителей во время эпидемии чумы. По достижении совершеннолетия Н. отправился в К-поль, где торговал в лавке, когда-то принадлежавшей его отцу. Вскоре у него появился друг, купец, его соотечественник; через некоторое время товарищ Н. был убит янычаром. Потрясенный гибелью друга, Н. отправился на Афон. Некоторое время он пробыл в Великой Лавре и в скиту Пантократора (совр. Капсала) принял монашеский постриг. Согласно правосл. греч. писателю рубежа XIX и XX вв. А. Пападиамантису (1851—1911), Н. с др. монахами подвизался в скиту св. Василия, находящемся высоко на горе, ревностно исполняя послушания и усердно изучая труды св. отцов.

Во 2-й пол. XVIII в. начался спор о поминовении умерших в субботу и возникло движение колливадов. В 1772 г. Н., в то время уже бывшего иереем, избрали представителем движения, и он отправился в К-поль к патриарху Феодосию II, чтобы передать ему исповедание веры, составленное и подписанное видными колливадами. Патриарх в синодальной грамоте дал примирительный ответ: «...совершающие поминовение усопших в субботу хорошо творят как хранящие древнюю традицию Церкви; те же, которые [делают это] в воскресенье, — не подлежат осуждению» (ΘΗΕ. Т. 7. Σ. 743; см. также: 'Ομολογία πίστεως. Σ. 126). Однако примирительное решение не удовлетворило Н., и он сначала отказался принять письмо, сказав, что компромисс не устраивает колливадов. Не устраивал он и их противников, агианнанитов. Патриарх не смог урегулировать конфликт. В результате мн. колливады покинули Афон, в их числе и Н. вместе с 4 учениками. Он отправился на Хиос, затем на Самос, где жил в монастыре храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» вблизи Маратокамбоса. Через год вместе с неск. иеромонахами отплыл на о-в Наксос, где жил в мон-ре Успения Пресв. Богородицы. Там Н. познакомился с прп. Никодимом Святогорцем (1749-1809), а позже остановился на о-ве Патмос, где вместе со свт. Макарием Нотарой, митр. Коринфским (1731—1805), основал исихастарий Богородицы Куманы с храмом Всех святых в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе. После этого Н. путешествовал по разным островам и везде воздвигал мон-ри в честь Благовещения: на о-вах Фурни и Икария (Благовещения Пресвятой Богородицы в Лефкаде монастырь), через неск. лет — на о-ве Скиатос, откуда был родом один из его учеников, Григорий Хаджистаматис, к-рый и предложил основать обитель на его родине, на месте некогда существовавшего мон-ря. Вокруг Н. стали собираться монахи, и вскоре их количество превысило 80 чел. Насельники этой обители усердно соблюдали монашеские традиции и занимались духовно-просветительской деятельностью: создав б-ку, сохраняли и пополняли ее новыми книгами, основывали школы и музеи; кроме того, они совершали мн. подвиги веры.

Мон-рь служил укрытием для партизан-патриотов. Первый национальный греч. флаг впервые был поднят в этом мон-ре в сент. 1807 г. Свидетелями этого события стали 1400 чел. Позже на собрании в г. Архея-Эпидаврос он был объявлен официальным флагом страны. В дек. 1809 г. Н. предсказал в присутствии 6 монахов свою кончину и намеревался отправиться в мон-рь Благовещения на Икарии, т. к. хотел быть похороненным именно там. Однако Н. отошел ко Господу уже 28 дек. 1809 г. на Скиатосе. В тот день произошло 1-е чудо, связанное с Н.: монах, долгое время бывший парализованным, исцелился, прикоснувшись к телу усопшего. Н. был погребен на кладбище мон-ря Благовещения на Скиатосе. В 1812 г. были обретены его мощи, источающие благоухание, от них совершались исцеления.

Ист.: Νικόδημος 'Αγιορείτης. 'Ομολογία πίστεως ήτοι ’Απολογία δικαιότατη κατά των, όσοι άμαθώς καί κακοβούλως έτόλμησαν παρεξεγείν καί διαβάλλειν Παραδόσεις τινάς τής 'Αγίας Εκκλησίας. Βενετία, 1819. Σ. 48-49, 126; ’Αθανάσιος Πάριος. Δήλωσις τής έν Άγίω Όρει ταραχών αλήθειας. Ιστορία καί θεολογία τοΰ Κολλυβαδικοΰ κινήματος βάσει ανεκδότων χειρογράφων / Έπιμελεία ίερομ. Θεοδωρήτου. Αθήναι, 1988. Σ. 66-67; Βίος Ιεροθέου. § 104. 14-24 // Χαλδαϊάκης Ά. 'Ο Γέρων Ίεροθέος (1762-1814): Ή πολιτεία τοΰ κτίτορος τής Ί. Μονής Προφήτου Ήλιου Ύδρας καί κριτική έκδοση τοΰ Βίου του. Αθήναι, 2000.

Лит.: Μελά I. Ιστορία τής νήσου Ικαρίας· από των αρχαιοτάτων χρόνων μέχρι τής εποχής μας υπό των Τουρκών. Αθήναι, 1955. T. 1. Σ. 268; ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 743; Θρανκούλας I. Ν. Σκιαθιτικά. Αθήναι, 1978. Τ. 4. Σ. 210; IΊαπαδιαμάντης Ά. "Απαντα. Αθήναι, 1988. Τ. 5. Σ. 330; Κανέλλος К. Π. "Οσιος Νήφων ό Χίος. 'O ήγιασμένος των Κολλυβάδων. Αθήναι, 2003; Δημητρακοπούλος Φ. Αρ. Ο Όσιος Νήφόν (1736-1809) και η Ιερά Μονή Ευαγγελισμού Σκιάθου / Εκ. X. Μ. Μπούσιας. Αθήναι, 2004. Σ. 15-31,41; idem. Κατάλογος Χειρογράφων τής Ιερός Μονής Ευαγγελισμού Σκιάθου. Αθήναι, 2012; Νικόδημος (Σκρεττας). άρχιμ. Ή θεία Ευχαριστία καί τά προνόμια τής Κυριακής κατά τη διδασκαλία των Κολλυβάδων. Θεσ., 2004. Σ. 548.

Ответить