> во время Великого поста он никогда не ел более раза в день, вкушая в небольшом количестве только хлеб и разбавленное молоко: обычно он наливал свежее молоко в сосуд, на другое утро снимал сливки и пил то, что оставалось, заедая маленьким куском хлеба.
> Получается, хлеб и молоко вкушались Великим Постом?
Что такое пост? Это воздержание в пище, выражающееся, с одной стороны, в уменьшении количества приёмов пищи в течение дня, а во-вторых, в качестве этой пищи. Что касается устава поста, то он всегда был разным в разных местах в зависимости от особенностей условий жизни там. Например, устав Соловецкого монастыря в течение всего Великого поста позволяет есть вяленую рыбу. Потому что если бы не это, то на Соловках вообще нечего был бы есть!
Прежде чем продолжить, спрошу Вас: а Вы поститесь в Великий пост по уставу? И в среду и пятницу в ечение вего года тоже? А известно ли Вам, что по средам и пятницам в течение всего года (кроме случаев, когда на эти дни выпадают двунадесятые Господские праздники) устав позволяет вкушать пищу один раз в день после захода солнца? Даже на сплошных седмицах, когда разрешена непостная пища, трапеза по средам и пятницам должна поставляться единожды в день?
А знаете, как по уставу поститься Великим постом? В первую седмицу - не вкушать никакой пищи и воды не пить до окончания первой Преждеосвященной литургии - а это аж в среду вечером! После причащения - трапеза (сухоядение!), а потом - опять без воды и еды до конца литургии в пятницу вечером. Правд, это только в первую седмицу так, в остальные - просто одна трапеза в день после захода солнца.
Так ли Вы поститесь?
А знаете ли Вы, что монашеский обычай не есть мяса - это обычай только русских монахов? На Востоке этого не знают.
Британские монастыри, в которых подвизался прп. Эгберт, находились далеко от Египетской пустыни, и не везде там были письменные копии восточных постовых и монашеских уставов. Каждый монастырь, а может, и каждый отшельник-одиночка, действовал по своему усмотрению и рассуждению. Например, Великим постом ели не баранью ногу в обед и ужин, запивая её вином, а однажды в день хлеб с молочной сывороткой. Бог хочет от человека, чтобы он подвизался - нёс подвиг. Добровольное, ради Христа, самоограничение - это и есть подвиг. Разница между в принципе возможным - и тем, что позволяешь себе сам. Чувствуете разницу между бараньей ногой с вином - и хлебом с сывороткой раз в день?
Но мы с Вами - чада Русской Церкви, в которой молочную сыворотку здоровому человеку постом вкушать не благословляется. Но лучше вкушать её, чем осуждать святых. ;)
|