Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "24 ИЮНЯ"

д. Александр Васильев
только чтение
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3939
Дата регистрации: 08.11.2014
АЛЕКСАНДРУ ЮРЬЕВИЧУ
22.06.2020 18:26:01 в ответ на "Re: Модератору - в новом календаре нет памяти перенесения мощей св. кн. Михаила Тверского" (Гавриила)

Посмотрел - НЕТ такой местной памяти вообще нигде! Стал копать.

Память 24 июня с пометкой "перенесение мощей" появилась в стартовой редакции статьи, созданной Александром Ивановым 03.12.2008 21:29:42. Исходные материалы указаны те же, что и до сих пор: http://www.jmp.ru/svyat/nov22.htm и Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В Брокгаузе ничего подобного нет в чём можно убедиться: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Михаил_Ярославич На сайте ЖМП жития давно приказали долго жить, но там были почти исключительно те же тексты, что на офсайте РПЦ (если есть), в официальном календаре и "Настольной книге" тт. 2-3. Смотрим календарь. Память там одна - 22 ноября, с гиперссылкой на житие: http://calendar.rop.ru/?svt=nov22-mihail И здесь тоже ничего подобного. То же на сайте рпц: http://www.patriarchia.ru/db/text/912740.html

В моих базах нашёл подсказку:

  • Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 77:

И тут я вспомнил, что в начале "Древа" модераторы пользовались календарём на сайте "Вечерняя песнь". Проверяю догадку:

Вот так, без даты и без мощей. Но это, правда, они могли подредактировать контент за 12 лет.

Здесь то же:

Вот откуда взялась эта память! Ну, а на каком, так сказать, основании? Копаем дальше.

  • Димитрий (Самбикин), архиепископ. Тверской патерик: краткие сведения о тверских местночтимых святых. - Казань : Церк. ист.-археол. о-во Казан. епархии, 1908. - 223, 16 с. : ил.:
    • https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambikin/tverskoj-pateri...yh/
    • > В Твери торжественно память его совершается 22 ноября, (в день его мученической кончины); – 21 июня в память избавления Твери от холеры, в 1831 г.; – 30 сентября в память освобождения Твери от моровой язвы, в 1665 г. и – 8 ноября в день его тезоименитства. – 24 июня ежегодно совершается крестный ход с мощами св. князя по главным улицам г. Твери при громадном стечении богомольцев (см. Месяцеслов Русских святых, июнь, стр. 222–225). В кафедральном Тверском соборе еженедельно по средам после литургии отправляется молебен св. благоверному князю Михаилу с прочтением ему акафиста.

Таким образом, кроме общецерковной памяти 22 ноября, было ещё ТРИ местных памяти, плюс КРЕСТНЫЙ ХОД действительно 24 июня! Но почему 24 июня - как говорит Жванецкий, "в честь чего?" А вот в честь чего (уж простите за тон цитаты из текста учёного-безбожника):

  • Богданов С. В. Князь Тверской и великий Владимирский Михаил Ярославич в народнной памяти: Историческая традиция и проблемы её реконструкции // Вестник Тверского государственного университета. Серия «История». - 2018. - № 4. - С. 196–211:
    • http://eprints.tversu.ru/8350/1/bogdanov.pdf - поиском по файлу на с. 7
    • "24 июня 1831 г. к мощам Михаила Тверского вновь об-ратились тверские церковники для помощи в борьбе с холерой, и это «спасло» город".

Уверен на 100%, что в Тверском патерике ошибка или опечатка, и память не 21 июня, а всё-таки 24-го! Ведь логично совершать крестный ход с мощами в день памяти святого, а не почему-то через три дня!

Итак, старинные местные памяти: ( (24 июня) ) - в память избавления Твери от холеры в 1831 году (Твер.), ( (30 сентября) ) - в память освобождения Твери от моровой язвы в 1665 году (Твер.), ( (8 ноября) ) - в день тезоименитства (Твер.).

Я бы все эти даты в статью о святом внёс. (В свой календарь точно внесу.) И совершенно точно следует процитировать в статье этот абзац "Тверского патерика" (с оговоркой об ошибке в июньской дате).

Ответить