Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СОБОР 1593"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2232
Дата регистрации: 03.04.2013
На заметку, в дополнение
05.04.2020 18:55:56

> Русское правительство было недовольно отсутствием подписи Александрийского патриарха и постановлением о пятом месте патриарха Московского в диптихе и обратилось ко всем четырем восточным патриархам с просьбой о пересмотре решения Собора 1590 года.

[Цитата]:

Ввиду отсутствия в Египте должного числа архиереев хиротонию М. совершил в Каире 5 июля 1590 г. Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581-1592), возвращавшийся из К-поля, где в мае того года прошел Собор, санкционировавший учреждение Патриаршества на Руси. После интронизации М.[ далее в тексте М. = Мелетий (Пигас)] оба патриарха посетили монастырь вмц. Екатерины на Синае.

М. был не согласен с введением на Руси Патриаршества и обвинял К-польского патриарха Иеремию, вновь взошедшего на кафедру в 1587 г., в совершении неканонического действия, поскольку в нем не участвовала Александрийская Церковь. В Москве, видимо, знали об этой позиции. Кроме того, рус. правительство не было удовлетворено тем, что в иерархии правосл. патриархов Московскому первосвятителю отвели 5-е место, а не 3-е, как хотели в России. Восточным патриархам вместе с дарами были отправлены новые грамоты. М., оценив финансовые и политические ресурсы Руси, изменил свою позицию и согласился с учреждением Московского Патриаршества. 12 февр. 1593 г. в К-поле по инициативе М. прошел новый Собор вост, патриархов. К тому времени М. стал играть первенствующую роль на правосл. Востоке. Он председательствовал на Соборе и выступал представителем Антиохийского престола, остававшегося вакантным после смерти Иоакима V. Собор подтвердил учреждение Патриаршества в Русской Церкви и принял ряд др. постановлений, относящихся гл. обр. к упорядочению церковной жизни. В т. ч. были введены запреты монахам покидать монастыри, клирикам — занимать светские должности, осуждались симония, в частности дорогостоящие одеяния высшего духовенства. Предписывались меры по активизации просветительской работы в епархиях и в очередной раз провозглашалось неприятие григорианского календаря.

> В России были не удовлетворены подобным решением и вплоть до патриаршества Никона в XVII веке продолжали придерживаться мнения, зафиксированного в "Уложенной грамоте" о том, что Московский патриарх занимает третье место в диптихе.

[Цитата]:

В апр. 1593 г. рус. царь Феодор I Иоаннович через послов Μ. Ф. Огаркова и Коробейникова вручил богатые дары Александрийскому патриарху и другим православным иерархам, не были обделены и монастыри. Вместе с возвращавшимся посольством Г. А. Нащокина М. отправил в Россию своего племянника архим. Неофита с грамотами о деяниях Собора 1593 г. В Москве, однако, остались крайне недовольны тем, что рус. патриарху опять отказали в 3-м месте в иерархии правосл. первосвятителей. Неофита обвинили в шпионаже и посадили в тюрьму, и М. пришлось писать ходатайства об освобождении своего родственника.

Цитаты приведены из ст. Панченко К. А. Мелетий I (Пигас) // Православная энциклопедия, Т. 44. М., 2016. С. 570-571 (копипаст статьи см. здесь http://drevo-info.ru/forum/14399.html )

Покойный Андрей Сиднев (клир ИПХ Греции) год назад в своем блоге как бы в дополнение писал: http://iasidnev.livejournal.com/87815.html

Всеправославный Собор провозгласил верность Православной Церкви решениям Вселенских Соборов вопреки новшествам Рима. На этом же Соборе была утверждена автокефалия Российской Патриархии. Главное же была подтверждена верность постановлениям о Пасхе Первого Вселенского Собора, воспретившего праздновать Пасху вместе с иудеями согласно 1-му Канону Антиохийского Собора и осужден Папский календарь как новшество противное Канонам и установлениям Церкви.

Ответить