Обсуждение статьи "ЛУКА ИЕРУСАЛИМСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 1564
Дата регистрации: 03.04.2013
Re: 1273 vs 1277
14.03.2020 18:00:02 в ответ на "1273 vs 1277" (Олексій Тре)

[Вероятно - султан Египта Захир-Рукедин-Баибарс-Бундукдар, 1260-1277.]

> Вдогонку, имя султана в русской транскрипции "Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари" или "Бейбарс Аз-Захир Рукн ад-Дин" - титул "Рукн ад-Дин" (буквально "Столп Веры") был получен Бейбарсом за успешные войны против крестоносцев. Султан умер в кон. июля 1277 г.

> В 1273 эмиры поймали суфийского шейха Хадира аль-Мирани на казнокрадстве и султан был вынужден признать вину своего наперсника-"прорицателя" на трибунале в Каире. Хадир был приговорен к смерти, приговор был заменён на тюремное заключение. На момент смерти султана шейх находился в заточении, где и был задушен в июле 1277 по приказу Барака (сына и наследника Бейбарса).

[На заметку]:

Источник: Габидзашвили Э. Лука Иерусалимский // Православная энциклопедия, т. 41, с. 612-613:

ЛУКА ИЕРУСАЛЙМСКИЙ (Мухаисдзе (Мухаидзе); в традиции Грузинской Православной Церкви — Абашидзе, сын Мухи) [груз, ლუკა იერუსალიმელი ], прмч. (пам. груз. 27 июня; 12 февр. в Соборе груз, святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), замученный мамлюками ок. 1273/77), настоятель груз. Крестового мон-ря в Иерусалиме (1270-1273; по др. версиям, кон. 60-х — нач. 70-х гг. XIII в.).

Сведения о Л. И. сохранились в синаксарной редакции его Мученичества (Hieras. Patr. iver. 24/25, XI в.-Кипшидзе. 1927. С. 60-62; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 112-119, 346-348) и в летописи Муджира ад-Дина (Метревели. 1962. С. 92,155; Гочолеишвили. 1975. С. 108-109), также мучени­ ческий подвиг Л. И. упоминают царь Грузии Вахтанг III и его супруга Рипсиме в одной из рукописей Крестового мон-ря в агапе (поминальной записи) № 206 (Метревели. 1962. С. 42,164; Гочолеишвили. 1975. С. 108— 109; Давид. 1976. С. 289). Синаксарная редакция Мученичества Л. И. представляет собой краткое сочинение, созданное неизвестным автором после 1314 г., и содержится в «Великом Синаксаре», переведенном прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) с греч. языка на грузинский. Оно написано на листе пергамена в нач. XIV в. и наклеено поверх листа, на к-ром обозначено 27 июня. Мученичество является источником, содержащим повествование о событиях, связанных с груз, церковной колонией в Иерусалиме 2-й пол. XIII в., периода араб, оккупации города.

Л. И. был «грузином по национальности, по фамилии Мухаисдзе, сыном родителей честных и знатных» (акад. К. С. Кекелидзе считал, что Л. И. был сыном Мухи Абашидзе, однако источники, на к-рых основывался ученый, неизвестны: Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 540-541). Мать святого после смерти супруга оставила сыновей (Л. И. и его старших братьев) и поступила в один из жен. мон-рей Иерусалима. Л. И., когда ему исполнилось 20 лет, приехал в Иерусалим — поклониться св. местам и повидаться с матерью. Он решил остаться здесь, вскоре принял постриг в Крестовом мон-ре, был рукоположен во диакона и «изучил арабский язык». Спустя какое-то время братия мон-ря, увидев его «мудрость, святость и отвагу», избрала его настоятелем обители. 3 года Л. И. «благоразумно» вел монастырские дела и «собрания братии». Духовный наставник завоевавшего Иерусалим султана мамлюков Бейбарса I (Фундухта) суфийский шейх Хадир аль-Михрани, имевший влияние на султана, получил Крестовый мон-рь в собственность и присвоил имущество мон-ря и монахов. Часть насельников заключил под стражу, часть изгнал из обители. В это время Л. И. не было в Иерусалиме. Несмотря на предупреждения братии о том, что шейх ищет его, чтобы убить, святой вернулся в город и попросил шейха освободить заключенных монахов, пообещав выполнить любое его желание. Хадир выдвинул единственное требование: Л. И. должен принять ислам, шейх обещал ему богатство и сулил должность амира (правитель султанского дворца). Л. И. неск. раз отказывался, затем, когда его подвели к входным вратам в мон-рь, сказал, что он готов многажды умирать за Христа. Шейх приказал слуге отсечь Л. И. голову. Случилось чудо: отсеченная голова обратилась к востоку, на лице мученика появилась улыбка и он возблагодарил Господа. Тело Л. И. было сожжено, а золу присутствовавшие, в т. ч. арабы, разобрали как евлогию (дар) для лечения болезней.

Ист.: Кипшидзе Д. Житие Прохора, мч. Луки и мч. Николая Двали [синаксарная ред.] // ИзвКавИАИ. Л., 1927. Вып. 2. С. 31-68; То же // Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 253-254; То же // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 346-348.

Лит.: Метревели Е. Материалы к истории Иерусалимской груз, колонии, Х1-ХУП вв. Тб., 1962 (на груз, яз.); Гочолеишвили Д. Из истории Иерусалимского Крестового мон-ря (70-е гг. XIII в.) // Мацне (Вестник): Сер. истории, археологии, этнографии и искусства. Тб., 1975. № 4. С. 107-111 (на груз, яз.); Да­ вид К Собр. соч. Тель-Авив, 1976. Т. 1 (на евр., груз, и др. яз.).

Ответить