Согласно http://www.pravenc.ru/text/154389.html - память 22 апреля и сюда ВАРФОЛОМЕЙ, АПОСТОЛ надо (?) внести
у свт. Димитрия Ростовского (в конце): https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/504
"...а некоторые полагают, что Нафанаил – один из числа 70 учеников Христовых."
См. у греков (в календаре и житии ап. Симона) есть параллель ( https://synaxipalaiochoriou.blogspot.com/2015/04/blog-post_0.html, http://www.saint.gr/1350/saint.aspx и https://www.pemptousia.gr/2014/05/agios-apostolos-simon-o-zilotis/ и др. )
не только с ап. Варфоломеем, но и с ап. Симоном Зилотом - Нафанаила отождеств.
"Визант. агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафанаила (пам. 22 апр.) как отдельное лицо (Минологий Василия II кон. Х в.- PG. 117. Col. 418-420, 516), или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом (Синаксарь К-польской ц. X в.- SynCP. Col. 781). Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей (NikТdhmoj. Sunaxarist»j. T. 4. S. 260). В новейших трудах греч. агиографы либо склоняются к идентификации апостолов В. и Нафанаила (QHE. T. 3. S. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с В. и с Симоном Зилотом (?). РПЦ в XIX в. еще безусловно следовала греч. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями...» (М., 1903-1911) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с В., хотя упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (Ж Св. Июнь. С. 211). " https://sedmitza.ru/text/687628.html
|