Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "МЕЛЕТИЙ (ПИГАС)"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2246
Дата регистрации: 03.04.2013
Мелетий I (Пигас)
21.01.2019 12:12:18

Свт. Ме­летий Алек­сан­дрий­ский
Свт. Ме­летий Алек­сан­дрий­ский

[Копипаст на заметку]: Панченко К. А. Мелетий I (Пигас) // Православная энциклопедия, Т. 44. М., 2016. С. 570-571.

[Техт]:

МЕЛЕТИЙ I (Пигас) (1535/40, г. Кандия, Крит — 13.09.1601, Александрия, Египет), св. (пам. греч. 13 окт.), патриарх Александрийский (с 5 июля 1590), местоблюститель К_польского Патриаршего престола (март 1597 — апр. 1598), выдающийся церковный деятель, писатель.

Биография. М. происходил с о-ва Крит, в то время находившегося под венецианским владычеством. В XVI в. критские греки, представляя собой одну из самых активно развивающихся общин поствизант. правосл. мира, играли важную роль в культурной и церковной жизни Вост. Средиземноморья. Получив начальное образование на родине, М. ок. 1558–1560 гг. перебрался в Венецию, а потом поступил в Падуанский ун_т, один из центров греч. образования в Италии. Обязательным условием получения университетского диплома о присвоении докторской степени было принятие католи_ чества. М. отказался это сделать, что было тогда достаточно редко.

Ок. 1565–1566 гг. М. вернулся на Крит и принял монашество в монре Анкарафу, духовном центре острова. В последующие годы преподавал в местной школе и стал заметной фигурой на острове. Он обратил на себя внимание Александрийского патриарха Сильвестра, тоже критянина, крый в 1581 г. пригласил его в Еги пет и возвел в сан протосинкелла, желая сделать его своим преемником.

Осенью 1583 г. Сильвестр вместе с М. пребывали в Кполе, где участвовали в работе церковного Собора, обсуждавшего отношение к григо рианскому календарю, годом ранее введенному в католич. Церкви папой Римским Григорием XIII. Тогда же они встречались с рус. послан ником Т. Коробейниковым, крый предложил М. переехать в Россию, где он мог бы найти лучшее приме нение своим талантам, чем в Египте. М. какоето время склонялся к это му решению, но в конечном счете остался в Кполе, возможно в звании эпитропа (представителя) патриарха Сильвестра.

В сер. 80-х гг. XVI в. К-польский престол переживал череду смут. Несколько патриархов были свергнуты один за другим из-за интриг противоборствовавших кланов, заручившихся поддержкой османских властей ценой возраставших выплат из церковной казны. М. симпатизировал бывшему патриарху Иеремии II (Траносу), отправленному османами в ссылку в 1584 г. Патриарх Сильвестр, напротив, поддерживал противника Иеремии Феолипта И, в рукоположении к-рого Александрийский патриарх лично принял участие (16 февр. или 10 марта 1585). В период пребывания в К-поле М. занимался активной преподавательской деятельностью, писал богословские трактаты, вел переписку с лицами, известными в церковных и светских кругах в разных регионах правосл. мира.

В 1587 г. патриарх Сильвестр принял решение уйти на покой и поселился на о-ве Родос. Он вызвал к себе М. и убедил его в необходимости возглавить Александрийскую Церковь. Планировалась поездка М. к Антиохийскому патриарху для совершения хиротонии, но, видимо, она не состоялась (Мат-лы для истории. 1909. С. 264-265). Несколько лет М. управлял Александрийской Церковью в сане экзарха патриарха Сильвестра, а после его кончины в 1590 г., клир и народ избрали М. патриархом. Ввиду отсутствия в Египте должного числа архиереев хиротонию М. совершил в Каире 5 июля 1590 г. Антиохийский патриарх Иоаким VДау (1581-1592), возвращавшийся из К-поля, где в мае того года прошел Собор, санкционировавший учреждение Патриаршества на Руси. После интронизации М. оба патриарха посетили монастырь вмц. Екатерины на Синае.

М. был не согласен с введением на Руси Патриаршества и обвинял К-польского патриарха Иеремию, вновь взошедшего на кафедру в 1587 г., в совершении неканонического действия, поскольку в нем не участвовала Александрийская Церковь. В Москве, видимо, знали об этой позиции. Кроме того, рус. правительство не было удовлетворено тем, что в иерархии правосл. патриархов Московскому первосвятителю отвели 5-е место, а не 3-е, как хотели в России. Восточным патриархам вместе с дарами были отправлены новые грамоты. М., оценив финансовые и политические ресурсы Руси, изменил свою позицию и согласился с учреждением Московского Патриаршества. 12 февр. 1593 г. в К-поле по инициативе М. прошел новый Собор воет, патриархов. К тому времени М. стал играть первенствующую роль на правосл. Востоке. Он председательствовал на Соборе и выступал представителем Антиохийского престола, остававшегося вакантным после смерти Иоакима V. Собор подтвердил учреждение Патриаршества в Русской Церкви и принял ряд др. постановлений, относящихся гл. обр. к упорядочению церковной жизни. В т. ч. были введены запреты монахам покидать монастыри, клирикам — занимать светские должности, осуждались симония, в частности дорогостоящие одеяния высшего духовенства. Предписывались меры по активизации просветительской работы в епархиях и в очередной раз провозглашалось неприятие григорианского календаря.

Примерно в то же время по завершении своего образования в Италии в К-поль прибыл племянник М., будущий патриарх Александрийский и К-польский Кирилл 1Лу- карис, уже тогда выделявшийся своими талантами. Патриарх возвел его в сан священника и отправил в Киевскую митрополию. М. с опасением следил за усилением католичества в западнорус. землях и поддерживал тесные связи с лидерами правосл. партии в Речи Посполитой. Кирилл Лукарис впосл. по причине активного сопротивления Брестской унии (окт. 1596) был объявлен польскими властями османским шпионом и бежал из страны.

В апр. 1593 г. рус. царь Феодор I Иоаннович через послов Μ. Ф. Огаркова и Коробейникова вручил богатые дары Александрийскому патриарху и другим православным иерархам, не были обделены и монастыри. Вместе с возвращавшимся посольством Г. А. Нащокина М. отправил в Россию своего племянника архим. Неофита с грамотами о деяниях Собора 1593 г. В Москве, однако, остались крайне недовольны тем, что рус. патриарху опять отказали в 3-м месте в иерархии правосл. первосвятителей. Неофита обвинили в шпионаже и посадили в тюрьму, и М. пришлось писать ходатайства об освобождении своего родственника.

М. пытался оправдать титул вселенского судии Александрийских патриархов. Он активно участвовал в делах других Поместных Церквей и пытался разрешать конфликты, возникавшие в православном мире

Известна переписка 1592-1595 гг. М. с Антиохийскими патриархами Иоакимом V Дау и Иоакимом VI ибн Зияде (1593-1603). Александрийский первосвятитель разбирал кадровые проблемы Антиохийской Церкви, убеждал своих корреспондентов в необходимости поддержки строгого поста и в недопустимости неканонических действий среди епархиальных архиереев, пусть даже и пользовавшихся поддержкой османской власти (Мат-лы для истории. 1909. С. 264-268, 271-282).

Одной из самых болезненных проблем межцерковных отношений было положение дел с мон-рем вмц. Екатерины на Синае. После смерти в 1592 г. Синайского еп. Афанасия М. пытался определить на его место своего друга мон. Паисия, однако братия отдала предпочтение некоему Лаврентию, к-рый в нарушение всех канонов принял поставление от 2 епископов Антиохийского престола. М. требовал отменить хиротонию, но Антиохийский патриарх Иоаким VI поддержал своих епископов и привлек на свою сторону Иерусалимского патриарха Софрония V. Конфликт М. и Иоакима усугубился вмешательством Антиохийского патриарха в кон. 90-х гг. XVI в. в нестроения среди кипрского клира. Иоаким претендовал на юрисдикцию Антиохийского престола над Кипром, упраздненную еще в V в. Известно письмо М. Антиохийскому патриарху от 5 сент. 1599 г., где он в самых резких выражениях обвинял своего Антиохийского собрата в канонических проступках и угрожал ему низложением. В мае 1601 г. Синайский епископ пошел на примирение с М. и поддерживавшим его К-польским патриархом, принес покаяние и был восстановлен в сане (Τζώγα. 2009. Σ. 414-428; Мат-лы для истории. 1909. С. 283-292).

С июня 1593 по март 1597 г. с небольшим перерывом М. жил в Египте. Патриарх заново обустроил монастырь св. Саввы в Александрии, вел проповедническую деятельность, в т. ч., как утверждают нек-рые авторы, на араб, языке. Он поддерживал связи с главами Коптской Церкви и эфиоп, царем Малак-Сагадом (1563- 1597), боровшимся с мусульманами и не принимавшим союза с католиками. К 1592-1594 гг. относится активизация миссионерской деятельности латинян среди коптов. Посольство Коптского патриарха, прибывшее в Рим в 1594 г., подписало документы о принятии унии, возможно тем самым превысив свои полномочия. В копт, общине начались волнения. Нек-рые копты в знак протеста против заключения унии перешли в юрисдикцию правосл. патриарха. М. вмешался в копт, конфликт, выступив на стороне противников католичества. По утверждению зап. авторов, патриарх прибег к помощи османских властей, традиционно препятствовавших католич. прозелитизму на своих землях. Известно окружное послание М. к коптам от дек. 1594 г., касавшееся даты празднования Пасхи и непризнания григорианского календаря. В итоге Коптский патриарх Гавриил VIII (1587- 1603) отказался от принятия унии и введения нового календаря под давлением большинства своих единоверцев (Там же. С. 269-271).

Продолжительное отсутствие патриарха на К-польском престоле в 90-х гг. XVI в., частая смена недолговечных патриархов привели в расстройство церковные дела. Собор архиереев и архонтов К-польской Церкви обратился к М. с просьбой принять местоблюстительство Патриаршего престола. Это обращение поддержал и султан Мехмед III (1595-1603). В марте 1597 г. М. прибыл в столицу. По настоянию султана он выступил посредником в мирных переговорах Высокой Порты и мятежного валашского правителя Михая Храброго (1593-1601), вытеснившего османов из земель севернее Дуная. Возобновление Михаем в 1598 г. военных действий пошатнуло позиции М. при дворе. Он потерял расположение султана. Евр. ростовщики требовали погашения огромных долгов К-польской Церкви. В апр. 1598 г. М., обремененный этими проблемами, уступил К-польский престол бывш. патриарху Матфею II и уехал в Египет.

В последний год жизни М. озаботился выбором преемника. Весной 1601 г. он писал Кириллу Лукарису, призывая его в Египет. Кирилл приехал 11 сент. 1601 г., он успел увидеть М. за 2 дня до его смерти.

Ист.: Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 264-442. (ППС; 58).

Лит.: Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской церкви. К., 1972. 2 т.; Runciman S. The Great Church in Captivity. Camb., 1968. P. 214, 235, 261-266.

Ответить