> вновь осужден и сослан на Кавказ, на границу Лазики и Алании, где его содержали в разных крепостях: Скотори в Апсилии (в ущелье р. Кодори), Пушта, Букол (Бухлоо, груз. Бокеле) и Тус (Тхина)
Похоже, автор статьи ПЭ не читал источники:
"И того божественного мужа, разумею святого Максима, не могшего сесть ни на осла, ни на носилки, так как лежал в расслаблении, сплетши из прутьев как бы постель [корзину], и положив его в нее, несли во время пути и оставили в крепости, называемой Схимарис, расположенной близ народа называемого аланами. А господина авву Анастасия [То есть Анастасия-монаха, другого ученика св. Максима] и сего самого пишущего это [письмо], посадив на коней, отправили и заключили [того в крепости, называемой Скоторис], близ Авасгии, сего же в другой крепости, по имени Буколус в пределах названных аланов".
См. Письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому: http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/prp-maksim-ispov...5_2
Да, и локализация крепости Скотор "в Апсилии, близ Аб(в)асгии" по созвучному гидрониму р. Кодор [где-то в ущелье на берегу этой реки, в среднем его течении) явно небезупречна. Против этого говорит указание в Письме Анастасия Феодору Гангрскому на соседство Скотория с Аб(в)асгией. По мнению Виноградова "на тождество со Скоторием могут претендовать крепости Герзеульская, Лар, Бат и Ахыста". Подробнее, см. Виноградов А. Ю., "Еще раз к вопросу о месте ссылки, смерти и погребения прп. Максима Исповедника" // Богословские Труды, Выпуск 45, 2013, С. 219-237: http://www.btrudy.ru/resources/BT45/bt45_219-237.pdf или его же, "К локализации византийских крепостей в Апсилии" // Из книги Е. И. Крупнов и развитие археологии Севертного Кавказа. XXVIII Крупновские чтения. Материалы международной научной конференции. М.: 2014, С. 226-228: http://publications.hse.ru/chapters/131974294
З.Ы.: почему-то в другой своей статье на той же площадке упомянутый ранее автор статьи ПЭ даже не пытается указать место расположения крепости Скотор (Асмус В.В., прот., "Анастасий Константинопольский" // Православная энциклопедия, - Т. 2, - С. 248: http://www.pravenc.ru/text/114892.html), а в статье об апокрисиари решил вспомнить о локализациях столетней давности.
|