> > > и кто же тогда подаёт помощь по молитвам к нему?
> > Разве ответ не очевиден? Существовал святой или нет, "адресат" всех молитв - один-единственный, Который реальнее нас самих.
> Нет, для меня ответ не очевиден. Потому что тогда заступничество святых, о котором учит Церковь - это получается какая-то фикция: раз Бог всё равно нас слышит (что несомненно), то зачем нам эти самые святые в качестве посредников?
Бог помогает нам опосредованно, и через живущих людей, и через предстоящих Ему святых. Несомненно, что в церковную историю вкрались по разным причинам некоторые легендарные мотивы и персоналии. Но Бог не бюрократ, я не могу себе представить, чтобы искренняя молитва о правильных вещах легендарному святому была в чем-то ущербнее другой молитвы. В конечном счете, только Бог определяет реальность нашего бытия, Его благодатная помощь "ретроспективно" делает реальным легендарного святого.
Как энциклопедия, мы не должны игнорировать критический анализ исторических источников, умалчивая о встречающихся казусах и нестыковках. В этом смысле я разделяю подход ПЭ.
|