 |
Корама. Каппадокия |
Кóрама (Κόραμα , греч. «корка, кора [из скал]», также Κοράμων, искаж. тур. Гёреме), знаменитый комплекс скальных православных церквей в
Каппадокии в
Малой Азии (совр. национальный парк Гёреме (Göreme) в
Турции).
Яндекс.Карта, Google-карта
Комплекс представляет собой множество помещений, вырубленных в туфовых скалах.
 |
Скальный монастырь (Корама. Каппадокия) |
Начинавшиея создаваться, по-видимому, еще в глубокой древности, скальные помещения и лабиринты в Кораме в
II-
III в.в. оказались тем местом, где гонимые по всей империи христиане могли укрыться от своих преследователей. Таким образом, Корама оказалась одним из крупнейших христианских центров Каппадокии.
В VI в. август Ликиний, находившийся в состоянии войны с Константином Великим, подозревая христиан в симпатиях к последнему, организовал гонения на христиан, находившихся при дворе и служивших в армии, в результате чего в Кораме появились дополнительные образованные и состоятельные обитатели.
 |
Фрески "Темной" церкви (Корама. Каппадокия) |
В период
иконоборчества, прокатившегося в основном по крупным городам, Корама, как и другие скальные и подземные города Каппадокии, послужила местом убежища для тысяч иконопочитателей, иконописцы из числа которых положили начало знаменитой каппадокийской иконописной школе.
Особенности ествественного ландшафта, возможность обустройства туфовых скал, близость к столице Каппадокии Кесари Каппадокийской превратили Кораму в настоящий скальный город. В случае опасности обитатели Корамы не только прятались в многочисленных скальных лабиринтах, но и закладывали камнями умышлено вырубленные на большой высоте окна и входы.
 |
Церковь "Токали килисе" (Корама. Каппадокия) |
После формирования Каппадокийской фемы в
IX в. в регионе сформировалась военная аристократия, представителя которой становились ктиторами (жертвователями) церквей и их отдельных элементов, и даже обустраивали целые фамильные церкви. Так, как следует из ктиторских надписей, жертвователем создания фресок образа Видения вмч.
Прокопия в часовне
Пророка Даниила церкви №10, (XI в.) являлся Михаил, сын Филофея (Mιχαήλ του Φιλοθέου), ктитором церки вмч.
Варвары (церковь №20) являлся Лев Марулиней (Λέων Mαρουλίνεος) (XI в.), ктитором, так называемой церкви «Никифора Фоки», был Лев Фока (Λέων Φωκάς), брат императора Никифора II Фоки (
963-
969).
В 1923 г. в Кораме еще жили православные греки, которые вскоре в результате насильственного обмена населением были выселены в Грецию.
Использованные материалы
- Сайт Μορφές Χορηγίας στην Καππαδοκία (6ος - 13ος αι.) («Примеры церковных пожерствований в Каппадокии VI-XIII в.в.) (греч.):