Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Иоасаф Белгородский
Свт. Иоасаф Белгородский
Иоасаф (Горленко) (1705 - 1754), епископ Белгородский и Обоянский, святитель.

Память 4 сентября в день перенесения мощей, 10 декабря в день кончины, в Соборах Курских и Радонежских святых

В миру Иоаким Горленко, родился 8 сентября 1705 года в Прилуках, Полтавской губернии в семье полковника.

Образование получил в Киевском Братском училище.

Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре.

8 января 1728 г. рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.

8 ноября 1734 г. Иоасаф был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.

24 июня 1737 г. иером. Иоасаф возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. С чувством глубокой ответственности вступил он в управление обителью и много сделал для ее благоустройства.

14 сентября 1744 г. был возведен в сан архимандрита.

24 января 1745 г. назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В обители преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 г. (в неделю всех Святых) архим. Иоасаф в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга был хиротонисан во епископа Белгородского.

Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства св. Иоасаф предпринял поездку до епархии и затем ежегодно совершал такие поездки. Состояние храмов Божиих, совершение богослужений в них, нравственность пастырей и пасомых - все было предметом внимания и заботы архипастыря.

Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно - по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению божественной литургии до примирения.

Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с великим милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Последние имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нем отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед праздниками христианскими он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе - в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено несколько медных монет, и погребение, по разрешению Св. Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома.

Непрестанное памятование о Боге и постоянная молитва - вот что украшало святителя. Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал святитель божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей г. Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление на текст: "непрестанно молитеся".

Этот призыв к непрестанной молитве выразился у него в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: "Буди благословен день и час..."

Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: "излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить".

Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св. Синода навестить своих родителей.

29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени.

Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с. Грайворон - вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь.

Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Христовых Таин и 10 декабря 1754 г. мирно отошел ко Господу. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя.

Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида.

23 февраля 1755 г. было совершено погребение святителя Иоасафа.

Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание еп. Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления.

По ходатайству Питирима, еп. Курского через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых.

Открытие его мощей было совершено 4 сентября 1911 г.

В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма. Только в 1991 году они были возвращены в Белгородский Преображенский собор, где находятся в настоящее время.

Тропарь, глас 3

Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси, / и прославлен от Бога явился еси, телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша.

Ин тропарь, глас 2

Молитвенниче издетства преизрядный, / Богоизбранный святителю Христов Иоасафе, / правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являеши, / и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит в державе Российстей правоверие, мир и благочестие и спасет души наша.

Кондак, глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? / Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит? / Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, / во умилении сердечнем зовем ти: / не лиши и нас твоея помощи и заступления, / святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Молитва 1.

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешенеие и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2, пред честными мощами святителя глаголемая

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствиях сущих горняя мудрствовати: рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: и да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Молитва 3, благодарственная

О великий святителю наш и чудотворче предивный Иоасафе, скорый помощниче к тебе припадающим! Милостивно призри на нас недостойных, со слезами умиления зде молящихся и благодарение тебе по силе приносящих. Благодарим тя, угодниче Христов, яко услышал еси моления нас недостойных и просимая нам изобильно даровал еси. Вемы и усты исповедуем, яко воистину Христу теплый о нас еси молитвенник и, по данней ти благодати и дару, во спасение всем нам потребная даруеши: болящыя исцеляеши, страждущыя утешаеши, мир и отраду скорбным сердцам изливаеши, плачущыя ликовати содеваеши: родителям чада воздравляеши, супругам подружия от одра смертнаго возставляеши, враждующыя умиротворяеши, завистливыя твориши милостивы, и всякия неправды караеши, якоже и в житии твоем правды и милосердия ревнитель был еси. Благодарим тя, святителю, за великая твоя и нам явленная благодеяния, и смиренно молимся тебе мы недостойнии: предстательствуй за нас у Престола Христова, и помози нам память присную твоих благодеяний и щедрот на нас излиянных хранити, да во смирении сердца прочее совершим житие, и Небесное да наследуем Селение Божественное, молитвами твоими, во веки веков. Аминь.

Молитва 4, о недугующих и страждущих

О великий угодниче Христов, святителю отче наш Иоасафе, скорый помощниче и дивный чудотворче! Призри милостивно на ны недугующыя. Вемы, угодниче Христов, вемы, и усты и сердцем исповедуем, яко по делом нашим беды постигоша нас. С разбойником благоразумным исповедуем Господеви, яко достойная по делом нашым восприемлем и злая сия якоже раби неключимии терпим. Сими бо временными мученьми Господь милосердый сокрушает гордыню и высоковыйное сердце наше, да вечныя избежим казни, грешником уготованныя: сеяхом бо семена жития своевольнаго, и жнем терния скорбей. Обаче, немощни суще, но в покаяние теплое пришедше, о сем молитися дерзаем, да гнев Господень на милость к нам преложится, и тебе, святителю Божий и чудотворче, усердно просим: пролий теплую молитву твою ко Христу Господу нашему, Емуже днесь предстоиши и молишися о почитающих тя с любовию и смиренным на твое предстательство упованием. Се бо в житии твоем, святителю Христов, ни единаго же скорбяща и милости твоя просяща, грехи же своя исповедающа, николиже презрел еси. Умоли Праведнаго Судию, да преложит гнев правды Своея на милование наше. Благодатию Его тебе данною, святителю милосердый, уврачуй наша немощи, болезней лютых течения устави, смерти отъити повели, и на покаяние силу нам даруй. Старость поддержи, младенцы воспитай, юность уцеломудри, супружества в чистоте и смирении утверди, нам же всем послушание трудолюбное и мирное жительство молитвою твоею даруй, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса, Емуже слава во веки веков. Аминь.

Труды

  • Путешествие в мире грешника Иоасафа Горленко.
  • Краткая автобиография.
  • Фамильные записки.
  • Брань честных семи добродетелей с седми грехами смертными в человеце путнику так всегда, яко наипаче в дни св. великия четыредесятницы, резидуючая, по чину седмиц ея имагинацеею мистическою и рифмой описанная 1737 г., апреля 9 дня.
  • Все произведения изданы в 1892 г. в Киеве В. Горленко.

Литература

  • Лебедев А. С. Белгородские архиереи. Харьков, 1902, с. 79-115.
  • Квитка Г. Краткое описание жизни преосвящ. Иоасафа Горленко.
  • Платонов И., прот. Кафедральный собор, как свящ. памятник молитв свят. Иоасафа (Горленко) Белгородского чудотворца. Курск, 1911.
  • Большаков Н. Житие и чудеса св. Иоасафа, еп. Белгородского. СПб, 1909.
  • Борисов, свящ. Иоасаф Горленко, его жизнь и деятельность. Серг. Посад, 1911.
  • Поселянин Е. Рус. церковь и рус. подвижники 18 в. СПб, 1905, с. 86-101.
  • Поселянин Е. Свят. Иоасаф Белгородский. (Рус. палом., 1909, № 18, с. 280-282; № 19, с. 297-299).
  • Никодим, еп. Иоасаф св. и чудотворец еп. Белгородский (его жизнь, прославление и чудеса). Курск, 1914.
  • Жевахов Н. Д. Памяти нового чудотворца.
  • Борис, архим. Прощальная речь профессорам и студентам СПб дух. акад., сказанная при последнем служении в академ. церкви (11/II-1901 г.) СПб.
  • Булгаков Г. И. Облачения святителя Иоасафа Горленко, еп. Белгородского и Обоянского. Курск, 1910.
  • Его же Об иконном изображении святителя Иоасафа, Белгородского чудотворца. Курск, 1911.
  • Булгаков С. Благодатная личность святителя-молитвенника Иоасафа и назидательное значение ее для нашего времени. Курск, 1913.
  • Его же Святитель Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский. Курск, 1911.
  • Его же Святитель Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский и Обоянский и его отношения к виновному духовенству. Курск, 1911.
  • Толстой Ю., № 81.
  • Денисов, с. 299.
  • Булгаков, с. 1404.
  • Строев П., с. 633, 929.
  • Голубинский, с. 328.
  • Н. Д., с. 57.
  • А. А. Н. Сказание о песчанской чудотворной иконе Богоматери. Харьков, 1883, с. 10-12.
  • Св. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский (материалы Кульжинского Г.). Киев, 1907 и 1908.
  • Летопись Е. А., с. 716.
  • Списки архиереев, № 81.
  • Церковн. вестн., 1891, № 33, с. 517.
  • Рус. инок, 1911, март, вып. 5, с. 31-33; июль, вып. 14, с. 54.
  • Душеп. чтение, 1869, т. III, с. 303-337.
  • Странник, 1865, т. III, с. 45, 63, 87.
  • Приб. к Ц. В., 1905, № 5, с. 186-192.
  • Рус. старина, 1904, октябрь, с. 120, 121.
  • Ж. М. П., 1954, № 6, с. 42.
  • Рус. палом., 1911, № 11, с. 160-163; № 21, с. 334-335; № 29, с. 464; № 30, с. 479-480; № 34, с. 544, № 35, с. 552-554, 559; № 36, с. 565-576, 670; № 37, с. 579-584, 586-587; № 38, с. 595-600, 603-604; № 39, с. 610-612; № 40, с. 626-639; № 41, с. 642-644; № 42, с. 660-664.
  • Истор. вестн., 1894, июль, с. 257.
  • Рус. архив, 1900, кн. 1-я, № 2, с. 334.
  • Изв. Казан. еп., 1911, с. 124; № 6, с. 199; № 9, с. 265-271.
  • Ж. П. Б., т. XII, с. 184-205.
  • БЭЛ, т. II, с. 1243; т. VII, с. 180, 181.
  • БЭС, т. I, с. 420, 1104, 1105.
  • ЭС, т. XIII-а, с. 718.
  • РБС, т. VIII, с. 289.

Использованные материалы

  • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4471
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6641.htm
  • Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1.
  • Молитвы ко Господу Богу, Пресвятей Богородице и святым угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях. - Петроград: Синодальная типография. - 1915.

Редакция текста от: 25.12.2010 20:12:34
Последняя подтвержденная редакция: 23.12.2017 16:08:23

"ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google