Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СТЕФАН (БЕХ)

Внимание, эта версия текста устарела!
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Стефан (Бех)
Епископ Стефан (Бех)
Стефан (Бех) (1872 - 1933), епископ б. Ижевский, викарий Сарапульской епархии, священномученик

Память 13 апреля и в Неделю новомучеников (РПЦЗ)

В миру Бех Валериан Степанович, родился 13 сентября 1872 года в Житомире, по другим сведениям - Санкт-Петербурге, в дворянской семье.

В 1897 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

С 1 июля 1899 по 15 августа 1900 года - земский начальник в Яренском уезде Вологодской губернии.

С 16 января 1901 года - законоучитель церковноприходских школ.

В 1903 году поступил в Московскую духовную академию.

20 декабря 1903 года был пострижен в монашество с наречением имени Стефан.

5 ноября 1906 года рукоположен во иеромонаха.

В 1907 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия [1].

С 1 октября 1908 года - помощник смотрителя Соликамского духовного училища.

28 июля 1911 года назначен смотрителем Мингрельского духовного училища с возведением в сан архимандрита.

С 8 октября 1913 года - смотритель Бежецкого духовного училища.

С 8 октября 1914 года уволен от духовно-учебной службы с назначением его по ведомству протопресвитера военного и морского духовенства.

С 28 октября 1915 года - смотритель Каргопольского духовного училища.

Был архимандритом Александро-Невской Лавры.

В 1919 году был арестован в Петрограде, вскоре освобожден.

9 октября 1921 года хиротонисан во епископа Ижевского, викария Сарапульской епархии.

Выступил против обновленчества.

Епископ Стефан (Бех), тюремное фото
Епископ Стефан (Бех), тюремное фото
9 ноября 1922 года был арестован в Ижевске. 27 декабря 1922 года постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам был приговорен к трехлетней ссылке в Нарымский край.

В 1923 году был уволен на покой. В начале 1927 и в 1933 годах упоминается как пребывающий на покое.

Находился в Таганской тюрьме на 21 марта 1923 года (сохранилось его заявление с просьбой выдать ему тулуп, написанное после того, как у него украли одежду). Он обратился с просьбой в ПКК (Политический Красный Крест) к Е. П. Пешковой: "Прошу дать мне тулуп...Еду в Северную Сибирь, а одежду у меня украли в цейхгаузе Таганск... Морозы в Нарыме свирепые..." На письме - пометка Е. П. Пешковой: "Надо выдать. Е.П." 26 марта 1923 года он написал Пешковой письмо с выражением благодарности и поздравлением с Пасхой. В начале 1924 года еще находился в Таганской тюрьме. По некоторым источникам, вместо нарымской ссылки был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения.

Освобожден в 1926 году, весной того же года временно управлял Вятской епархией.

После выхода июльской Декларации 1927 года состоял в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). Отказался от административного подчинения митрополиту Сергию и был отстранен от управления епархией. Относился к "непоминающим". Был близок к иосифлянам [2].

В 1927-1929 годах - заштатный епископ, служил в различных храмах Ленинграда: с лета 1926 года - в церкви Алексия человека Божия, с 21 сентября 1927 года - в церкви Преображения Господня, бывшей при лейб-гвардии Гренадерском полку.

В 1929 году был арестован в Ленинграде и сослан на три года в Северный край по постановлению ОСО КОГПУ. В ссылке находился в селе Помоздино Усть-Куломского района Коми-Зырянской АО, затем в с. Бадь-Ель (Бадьельск) того же района.

7 сентября 1932 года был арестован в ссылке по обвинению в "создании к/р монархической церковной организации "Союз крестьян" и руководстве этой организацией". Проходил по групповому "делу церковной к/р организации "Союз крестьян". Коми, 1933г."

Скончался в тюрьме во время следствия 26 марта или 26 апреля 1933 года [3].

21 апреля 1933 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к расстрелу с заменой на десять лет ИТЛ.

Пользовался большим авторитетом среди верующих. Его считали прозорливцем за его необыкновенную проницательность. Сам он показывал себя не как епископа, а как старца-странника. Имел мужество говорить людям то, что думал о них.

В 1981 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей был прославлен в лике святых как священномученик [4].

Литература

  • "Церк. Ведом." 1911, № 3, с. 278; 1912, № 31, с. 322; 1914, № 44, с. 511; 1915, № 45, с. 514
  • "ЖМП" 1933, № 16-17, с. 9.
  • ФПС III, c. 6. ФАМ I, c. 19.
  • "Именной список ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий на 1917 год", с. 101.
  • Regel'son Tragedija Russkoj Cerkvi 1917 - 1945. Paris 1977. (Лев Регельсон. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977, с. 536, 594.).
  • Шкаровский М.В. Иосифлянство: Течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. с. 298.
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.6. С.237–238.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.993
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.765.
  • Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.253.
  • Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.298.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С.4.
  • Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814–1914гг.). Сергиев Посад, 1914. С.140.
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1907г. СПб., 1907. С.101.
  • Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: "Мемориал", 2003. Машинопись. С.41.
  • Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184 с. С.742.
  • Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008 с. С.603–613.
  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.121–123.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Московской духовной академии 1907 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html

[2]  Шкаровский М.В. Иосифлянство: Течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. с. 298

[3]  Скончался в тюрьме до вынесения приговора. Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.121-123.

[4]  Сайт миссионерского центра прмч. Афанасия, игум. Брестского, https://afanasiy.net/spysok-novomuchenykov-y-yspovednykov-ro...1-g со ссылкой на Троицкий Православный Русский Календарь на 1999 год // Джорданвилль 1998. С. 203-215.

Редакция текста от: 27.07.2022 16:43:56
Последняя подтвержденная редакция: 26.03.2023 22:35:03

"СТЕФАН (БЕХ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google