![]() |
Пророк Елисей |
Был сыном Сафата из Авел-Мехолы (3 Цар. 19, 16-21), вероятно, человека зажиточного, так как Елисей, будучи призван на пророческое служение Илией, мог принести в жертву одну из 12 пар волов, на которых пахал вместе с наемными рабочими (3 Цар. 19, 19-21). Во время своего призвания к пророческому служению, вероятно, находился еще в годах цветущей юности; отец и мать его тогда еще были живы и он жил вместе с ними
Сделавшись ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, Елисей трудился более 60 лет, при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса), и бестрепетно говорил им правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству.
С его именем связывается множество чудес — от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной вдовы сунамитянки. Во всех рассказах о Елисее он рисуется как человек глубоко прозорливый, сильный духом и верой. К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием "пророческих сонмов" или школ — своего рода подвижных религиозно-просветительных общин, в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своей деятельностью пророков.
Елисей был единственным очевидцем вознесения пророка Илии на небо и в наследие от него получил милоть, как видимый знак преемства пророческого духа.
По общему счислению призвание Елисея к пророческому служению было в 906 г. до н.э., а смерть в 838 г. до н.э. Климент Александрийский говорит, что период пророческого служения Елисея обнимал собою 64 года [1]; в этом он почти согласен с хронологией иудеев, по которой пророчество Елисея продолжалось более 60 лет.
Архим. Никифор (Бажанов) отмечает "некоторую противоположность пророку Илии в его образе действий: Елисей, так сказать, мягкосердечнее и миротворнее, чем пророк Илия; он более живет и обращается в обществе, чем в пустыне; он менее пророчествует о грозных судах Божиих над нечестивыми царями и царствами и реже является как орудие Божие для выполнения оных; однако, при всем этом, его характер также не лишен высокого мужества и твердости, когда то оказывается нужным".
Мощи и почитание
Через год по смерти Елисея при погребении одного умершего погребавшие, испугавшись наступавших полчищ моавитян, бросили тело в могилу Елисея, то оно, коснувшись костей пророка, немедленно ожило (4 Цар. 13, 23). Этот случай является важным библейским свидетельством о чудотворном действии мощей святых угодников.
Имя Елисея было весьма популярно в последующей литературе. О нем с высшей похвалой говорит Иисус, сын Сирахов, указывая на то, как он, высказывая правду, не трепетал перед царями (Сир. 48, 12-14). Имя его упоминается также и евангелистом Лукой (Лк. 4, 27).
Новым измерением почитания святого стало его выделение как "покровителя химиков". С этим, в частности, связывалось возведение храма во имя пророка Елисея на азотном комплексе "ФосАгро-Череповец" [2]. Настоятель храма, священник Сергий Щербаков, в 2018 году объяснял связь Елисея с химией чудом об очищении воды солью, которое совершил пророк в Иерихоне (4 Цар 2, 21-22) [3].
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Иже во плоти Ангел и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее, дивны чудеса соделал еси, пророче, поспешеством Святаго Духа; силою Илииною исцелив водное естество, звери же погуби пожирающия, и Неемана очисти, и вдовича сына воскресил еси, и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Библейская энциклопедия архимандрита Никифора.
[1] Stromata III, lib I
[2] Корешков Василий, "На азотном комплексе «ФосАгро-Череповец» заложен храм в честь святого пророка Елисея, покровителя химиков", официальный сайт города Череповца, 14 июня 2016, https://cherinfo.ru/news/81569-na-azotnom-komplekse-fosagro-...kov
[3] Лория Елена, "Патриарх Кирилл: «Русский Север - это особое место»", сетевое издание газеты Известия, 18 июня 2018, https://iz.ru/756508/elena-loriia/patriarkh-kirill-russkii-s...sto