Икона Божией Матери Закланная (Эсфагмени). Ватопед |
Находится в Ватопедском монастыре на Афоне, представляет собой фреску в нартексе парекклисиона в честь великомученика Димитрия Солунского, пристроенного к соборной церкви.
Образ пострадал от руки диакона монастыря при следующих обстоятельствах. Исполняя обязанности экклисиарха, в частности следя за чистотой и порядком в храме, диакон нередко приходил на трапезу позже всех. Однажды из-за опоздания он был оставлен трапезарём без ужина (по другой версии, он "разъярившися противу келаря, яко не даде ему просящему от него вина" [2]). Вернувшись в храм, диакон стал перед образом Божией Матери и начал сетовать: "Доколе я буду служить Тебе, Богородице?.. Трудишься, трудишься, а за всё это нет ничего, даже куска хлеба не дают мне в подкрепление усталых сил моих". С этими словами диакон схватил нож, которым очищал воск с паникадил, и с силой ударил им образ. Из раны в правой щеке Богородицы хлынула кровь, а лик Пречистой Девы побледнел. Монах от ужаса упал на землю. Пришедшие в храм игумен с братией нашли его в совершенном расслаблении, ослепшим и потерявшим рассудок. На следующий день игумен совершил всенощное бдение о спасении и помиловании несчастного "иконоубийцы". Три года вся братия неустанно молилась о грешнике. Через три года в сонном видении игумену явилась Богородица и сообщила, что прощает преступника и дарует ему исцеление, но дерзкая рука его "будет осуждена на втором пришествии Христовом".
Закланная икона Божией Матери.Современная икона. |
Известно, что в самом начале XX века некий священник, прикладываясь к иконе, по неосторожности или намеренно коснулся раны на щеке Богородицы. Запекшаяся кровь осыпалась на него, и он, едва переступив церковный порог, упал замертво.
Иконография образа относится к типу Одигитрии, Младенец Христос изображен на левой руке Богоматери. Особенностью извода является положение правой руки Богородицы, которая находится не в молении перед грудью, а охватывает щиколотку левой ножки Младенца, при этом Его правая ножка расположена поверх руки Богородицы. По стилистике образ восходит к памятникам живописи позднепалеологовского периода и может датироваться XIV веком. На лике Богоматери заметно повреждение грунта и красочного слоя, со следами, напоминающими по виду запекшуюся кровь. Образ украшен серебряным чеканным окладом с элементами позолоты на нимбах, в картушах с надписями и на короне над головой Богоматери.
Видео
Закланная икона Богородицы (монастырь Ватопед)
Литература
- Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 2004р. С. 207-208
- Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1997р. С. 73-76
- Μαντζαρίδης Γ. Θαυματουρές εἰκόνες κα ἁγία λείψανα // ῾Ιερὰ Μεγίστη Μονὴ Βατοπαιδίου. Παράδοση, ἱστορία, τέχνη. ῞Αγιον ῎Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 118-119
- Θεοφύλακτος (Μαρινάκης), ἀρχιμ. Θαυματουργές εἰκόνες τῆς Παναγίας στό ῞Αγιον ῎Ορος. Θεσσαλονίκη, 2001. Σ. 73-78.
Использованные материалы
- Шевченко Э. В. "Закланная" икона Божией Матери (празд. 21 янв.) // Православная энциклопедия, т. 19, с. 549-550:
[1] Шевченко Э. В. «Закланная» икона Божией Матери (празд. 21 янв.) // _Православная энциклопедия, т. 19, с. 549-550, https://www.pravenc.ru/text/182507.html; Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. - М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина»", 2002 г., https://www.sedmitza.ru/lib/text/440275/; Снессорева С. Дни празднества Пресвятой Богородице в честь ее чудотворных икон, чтимых православною церковью, по месяцам и дням всего года, с указанием времени их явления или перенесения в Россию. Январь // В кн.: Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православною церковью, на основании священного писания и церковных преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери, https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja-zhizn-presvjatoj-b...0_1; "Икона Божией Матери, именуемая "Закланная". День празднования: 21 января // Страница портала Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life276.htm.
[2] Григорович-Барский. С. 207.