Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДАМАСКИН ГАБРОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дамаскин Га́бровский, Новый (+ 1771), проигумен, преподобномученик

Память 16 января (Болг., Греч.), в Соборах Афонских и Хилендарских преподобных

Родился в селении Габрово Тырновской епархии. В зрелом возрасте оставил отечество и удалился на Афон. Там он принял иночество в Хилендарском монастыре и был там последовательно рукоположен во диакона, иерея, избран проигуменом.

В конце 1770 года, к Рождеству, Дамаскин прибыл по делам монастыря в Свиштов на Хиландарское подворье при церкви Петра и Павла (ныне храм женского монастыря Петра и Павла).

Перед отъездом он решил встретиться с одним из свиштовских турок, чтобы убедить его вернуть подворью долг. Но должник с друзьями решили спрятать на подворье турчанку легкого поведения, чтобы затем обвинить о. Дамаскина в связи с ней. Ночью, когда женщина с помощью лестницы перебралась на территорию подворья, они ворвались внутрь, ограбили подворье, схватили о. Дамаскина и отвели к судье, обвиняя его в надругательстве над мусульманкой. Судья решил, что о. Дамаскин невиновен, и собирался отпустить его, но толпа разъяренных турок настояла, чтобы его приговорили к казни через повешение. Переход в ислам мог спасти о. Дамаскина от казни, но он заявил, что родился христианином, им же и умрет. Судья приговорил его к смерти. 16 января 1771 года его повесили на дереве перед церковью Петра и Павла, перед казнью о. Дамаскин попросил время на молитву. Ночью христиане сняли его тело и похоронили близ церкви. Вскоре Божия кара настигла убийц преподобного: они погибли, переплывая через Дунай.

Житие преподобномученика Дамаскина было составлено неизвестным афонским монахом вскоре после смерти мученика. Греч. Житие, прототип которого не сохранился, получило широкое распространение на Афоне. В XIX веке благодаря архиеп. Филарету (Гумилевскому) оно стало известно в русском переводе. В XX веке с русского языка оно было переведено на болгарский. Житие написано в жанре мученичества, где главным является описание страданий прп. Дамаскина. Отличается краткостью, отсутствием риторического вступления и прославляющего заключения, лирических отступлений и размышлений автора. Основное внимание уделено судебному процессу и обстоятельствам смерти мученика. Отдельная служба Дамаскину Габровскому неизвестна.

Литература

  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 35;
  • ΝΜ. Σ. 191;
  • Ματθαίου. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 294;
  • Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 1. Σ. 147-148;
  • Афонский патерик. Т. 1. С. 165-167.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые юж. славян. Чернигов, 1865. Отд. 1. С. 28-29;
  • Попов Хр. Жития на светиите. София, 1930. С. 394-395;
  • ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 914; Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светци. София, 1979. Т. 2. С. 13-14;
  • Жития на светиите. София, 1991р. С. 43;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 106;
  • Нихоритис К. Св. гора Атон и бълг. новомъченичество. София, 2001. С. 89-90, 170-173, 210-211;
  • Жития на бълг. светии. София, 2002. С. 354-356.

Использованные материалы

Редакция текста от: 26.11.2018 06:42:38

"ДАМАСКИН ГАБРОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google