Прав. Евфимий Такаишвили |
Память 3 января (Груз., Греч. [2])
Родился 3 января 1863 года в селе Лихаури в Озургетской области Грузии, в семье дворян Симеона Такаишвили и Гитули Накашидзе. В раннем возрасте осиротел и был воспитан дядей.
С раннего детства проявлял стремление к учению. Закончив образования в сельской школе, он поступил в Кутаисскую классическую гимназию, а в 1883 году, закончив ее с серебряной медалью, переехал в Санкт-Петербург, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1887 году он завершил свое историческое образование и вернулся в Грузию, где преподавал в гимназии в Тифлисе с 1887 по 1918 год.
В 1895 году женился на Нине Ивановне Полторацкой, дочери знаменитого в Грузии тбилисского адвоката.
Прав. Евфимий, человек Божий, Тбилисский. Икона |
Такаишвили принимал деятельное участие в патриотических, социальных и культурных движениях Грузии первой четверти XX века. Так, он стал одним из 9 профессоров-организаторов Тифлисского университета; в 1918-1921 годах он руководил здесь кафедрой археологии, читал, в частности, курсы по истории Церкви и эпиграфике. В 1917-1921 годах возглавлял также КИАИ – Кавказский историко-археологический институт в Тифлисе. Был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви. После объявления Грузией независимости состоял членом Учредительного собрания Грузинской Демократической Республики.
Со вступлением в Грузию советских войск, 11 марта 1921 года грузинское правительство отбыло во Францию. Туда же, по поручению правительства, были вывезены национальные ценности Грузии. Евфимию Такаишвили вверили хранение народного достояния, и он вместе с женой сопровождал их перелет во Францию [3]. Пребывая в Западной Европе он печатал статьи, читал лекции по вопросам грузинской культуры и истории, издавал материалы дореволюционных археологических экспедиций. В эмиграции он ревностно сохранял собрание от притязаний грузинских эмигрантов на «семейные реликвии» и от предложений европейских и американских коллекционеров и ученых. Такаишвили даже пополнял коллекции на свои средства. При этом он часто жил в тяжелейших условиях. В 1931 году его жена умерла от голода, и сам Евфимий нередко был на краю смерти от голода, холода и расстройства.
Прав. Евфимий (Такаишвили) Тбилисский с Хахульской иконой Божией Матери. (Грузинская икона) |
Такаишвили был принят с честью. Сразу по прибытии он был назначен профессором Тбилисского университета, 20 декабря 1946 года – избран действительным членом Академии Наук Грузинской ССР. Люди окружили его заботой и вниманием.
Но вскоре условия переменились. Приемная дочь Лидия Полторацкая, ухаживавшая за престарелым больным ученым, была арестована в 1951 году. В 1952 году ему было запрещено читать лекции в им же основанном университете, у его дома была установлена охрана, а посещать его могли лишь академики по особым разрешениям. До конца своей жизни Евфимий Такаишвили оставался под домашним арестом. При этом, за период между 1946 и 1953 годом успел напечатать 16 научных трудов.
Скончался 21 февраля 1953 года от сердечного приступа и был похоронен три дня спустя. На похороны собралось около 40 человек.
Почитание
10 февраля 1963 года, в год столетия его рождения, его тело было перезахоронено в Дидубийском Пантеоне в Тбилиси. При вскрытии гроба, оказалось что не только тело, но даже его одежда и обувь не были тронуты тлением. Затем мощи святого были вновь перенесены, в усыпальницу при храме Давида Гареджийского на Мтацминдской горе над Тбилиси, где они покоятся и ныне. Останки его жены Нины были принесены из Левилля (Франция) и 22 февраля 1987 года захоронены рядом с его могилой.
17 октября 2002 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал праведного Евфимия и провозгласил его «человеком Божьим».
Награды
- Золотая медаль Санкт-Петербургской Академии Наук (1907).
Труды
- Еще один из источников "Истории Грузии" царевича Вахушта, Санкт-Петербург, 1893.
- Материалы для истории Грузии Тифлис, 1895.
- «Разбор армазской надписи по фотографическому снимку», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1896, вып. 22, 1-10.
- «Сон Пресвятой Богородицы», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1897, вып. 24, 2-13.
- «Рукописание Адама и происхождение честного древа», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1897, вып. 24, 14-17.
- «Заметки о двух рукописях апокрифического характера», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1897, вып. 24, 18-30.
- «Хроника Эриставского Акафиста», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, Тифлис, 1901, вып. 29, 1-20.
- Археологические экскурсии, разыскания и заметки, Вып. 1-5, Тифлис, 1905-1915.
- МАК, вып. 10: Христианские памятники, Москва, 1909.
- «Заметка о церкви в Зарзма и ее древностях», Известия Тифлисского государственного университета, 1919, вып. 1, 105-124.
- Каталог выставки древнегрузинской архитектуры, Тифлис, 1920 (по-груз.).
- «Древности Гулекарской церкви», ХВ, 1922, т. 6, вып. 3, 299-302.
- Альбом грузинской архитектуры, Тифлис, 1924.
- «Церкви и церковные древности Мегрелии», Известия Кавказского Историко-Археологического Института, 1927, т. 2, 69-85.
- «Церковь в Ване, в Имерии, и ее древности», Известия Кавказского Историко-Археологического Института, 1927, т. 2, 86-110.
- Археологическая экспедиция в Легхуми и Сванетию в 1910 г., Париж, 1937 (по-груз.).
- Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли. 1907 г., Париж, 1938.
- «Предалтарный крест Горис-Джвари», Труды Тбилисского государственного университета, 1948, т. 34 (А-В), 383-389.
- «Древности Чхарской церкви», ВГМГ, 1948, 15-В, 169-179 (по-груз.).
- «Еще об одной работе золотых дел мастера Мамне», Сообщения АН Грузинской ССР, 1949, т. 10, № 6, 381-384.
- «К чтению одной надписи Давида Строителя» Сообщения АН Грузинской ССР, 1949, т. 10, № 8, 505-507.
- «Древности Чхарской церкви. Ч. 2», ВГМГ, 16-В, 1950, 203-210 (по-груз.).
- «Древний храм в Перевиси», Труды Тбилисского гос. Университета, 1950, т. 41, 69-70 (по-груз.).
- Археологическая экспедиция 1917 года в южные провинции Грузии, Тбилиси, 1952.
- “Georgian Chronology and the Beginning of Bagratid Rule in Georgia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies, 1936, vol. 1, # 1, 9-27.
- “The Icon of the Crucifiction in the Dsalenjikha Church in Megrelia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies, 1936, vol. 1, # 2/3, 14-23.
- “Four Basilean Churchеs of the Qvirila Valley,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies, 1936, vol. 1, # 2/3, 154-173.
- “Antiquities of Georgia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies, 1937, # 4/5 (Rustavely Volume), 96-116.
Литература
- ИР АН Грузии, Ф. 27.
- «Труды [Е. С. Такайшвили]», гр. Уварова, П. С., Бороздин, И. Н., ред., Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914 гг.), Москва, 1915, т. 2, 194-196.
- Кавказский историко-археологический институт за 1917 год, Пг., 1918, 1-2, 8-9.
- Метревели, Р. В., Бадридзе, Ш. А., Е. С. Такаишвили, Тбилиси, 1962 (по-груз.).
- «Библиография трудов академика Е. С. Такаишвили», Подг. к изданию и биогр. очерк Е. Л. Келенджиеридзе, Тбилиси, 1963.
- Академик Е. С. Такаишвили: Жизнь и деятельность: Сборник статей, Тбилиси, 1966 (по-груз.).
- Келенджиеридзе, Е. Л., сост., Архив академика Е. С. Такаишвили: Описание, Тбилиси, 1972 (по-груз.).
- Сургуладзе, А. Н., Е. С. Такаишвили: (Жизнь и деятельность), Тбилиси, 1977 (по-груз.).
- Гейро Р., «Из архива Ильи Зданевича», Минувшее, вып. 5, 124, 140.
- Рвост, № 5, 102.
- Мегрелидзе, И. В., Еквтиме Такайшвили: (Жизнь и деятельность), Тбилиси, 1989 (по-груз.).
- Ломтатидзе, Г. А., Летописец грузинской культуры: Э. Такаишвили, Тбилиси, 1990 (по-груз.).
- Кавиладзе, Р. Я., Мамацашвили, М. Г., Переписка Н. Я. Марра и Е. С. Такаишвили, Тб., 1991 (по-груз.).
- Благовещенский, 1992, 459-462, 469-471.
Использованные материалы
- Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 36-40.
- "Такаишвили (Такайшвили) Эквтиме (Евфимий Семенович, Еквтиме) (1863-1953)", статья из книги Васильков, Я. В., Сорокина, М. Ю., "Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991)", Санкт-Петербург, Петербургское Востоковедение, 2003:
- "Άγιος Ευθύμιος ο άνθρωπος του Θεού", частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):
- http://www.saint.gr/1276/saint.aspx (взята иллюстрация)
[1] До революции по-русски фамилия писалась как Такайшвили.
[2] Страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1276/saint.aspx
[3] Так у прот. Захарии Мачитадзе. По сведениям книги Люди и судьбы Н. Жордания вывез ценности морем из Батуми.