Леонид Собинов |
Родился в Ярославле 26 мая 1872 в купеческой семье. В 1890 поступил на юридический факультет Московского университета, принимал участие в студенческом хоре. С осени 1892 начал занятия вокалом в Филармоническом училище; в эти же годы выступал в итальянской оперной труппе. Закончив в 1894 университет, стал сотрудником (помощником присяжного поверенного) известного адвоката Ф.Н.Плевако. В 1897 успешно дебютировал на сцене Большого театра в партии Синодала в опере А.Г.Рубинштейна "Демон". Вскоре начал исполнять в театре ведущие партии лирического тенора: Ленского ("Евгений Онегин" Чайковского), Владимира Игоревича ("Князь Игорь" Бородина), Князя ("Русалка" Даргомыжского), Царя Берендея ("Снегурочка" Римского-Корсакова), Самозванца ("Борис Годунов" Мусоргского), Герцога ("Риголетто" Верди), Надира ("Искатели жемчуга" Бизе) и др. В Петербурге дебютировал в 1901. В 1904–1906 блестяще выступал в миланском театре «Ла Скала» в традиционном итальянском репертуаре, пел также в Монте-Карло и Мадриде; в 1909 давал концерты в Лондоне, Берлине, Париже. На протяжении всего творческого пути Собинов постоянно выступал в камерном вокальном репертуаре, особенно русском (Глинка, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Балакирев; певцу, в частности, посвящены пять романсов Рахманинова, соч. 34). С 1896 был активным участником Кружка любителей русской музыки (Керзинского). Часто гастролировал по России, охотно принимал участие в благотворительных концертах.
В 1917–1918 Собинов был первым выборным директором Большого театра, в 1921 вновь возглавил театр, стремясь сохранить в нем классический репертуар. В 1934 стал заместителем руководителя художественной частью Оперной студии Станиславского.
Пленительный голос неповторимого тембра сочетался у этого певца с высокой музыкальной и актерской одаренностью, необычайно благодарной сценической внешностью (что особенно проявлялось в трактовке таких партий, как Лоэнгрин и Владимир Ленский). Собинов в совершенстве владел бельканто; выступая в других странах, он обычно пел на соответствующих языках. Человек высокой культуры, тонкого интеллекта, он при подготовке новых партий тщательно изучал источники, исторические данные. Сохранившиеся записи Собинова демонстрируют одухотворенный и совершенно не устаревший стиль певца. Умер Собинов в Риге 14 октября 1934.
Существует предположение, что вечером 11 октября приехавший в Ригу певец навестил архиепископа Иоанна (Поммера), и убийцы владыки могли ворваться в дом, когда архиепископ открыл ему дверь [1]. Сам Собинов вскоре скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причём советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. Тело покойного быстро перевезли из гостиницы в здание полпредства, а затем траурным поездом отправили в Москву. Однако и эта версия основана на предположениях и косвенных доказательствах.
Использованные материалы
[1] Священномученик Иоанн был убит в ночь на 12 октября.