Гоммер Льеррский (Лирский) (Гоммар, Гуммар, Гунтмар, Gommaire, Gommaer, Gommar [1], Gummarus [2], Guntmar [3]; + 774/775), отшельник, преподобный
Память 11 октября (РПЦЗ [4])
Родился в Эмблехеме (Emblehem), что около Льерра (Lierre), в епархии Мехелен (Mechelen), или Малинэ (Malines) в начале VIII века, во времена папы Римского Адриана I и короля франков Карла Великого. Родители воспитывали его сообразно евангельским заповедям.
Пипин, став из мажордома королём франков, пригласил его ко двору. Верный заповедям, Гоммер не обрёл ничего из недостатков, обычных среди придворных. Пост и молитва укрепляли его от общего разложения; он был щедр и даже расточителен, когда речь шла о помощи нуждающимся. Пепин доверял ему исполнение наиболее важные поручений. Он предложил Гоммеру в спутницы жизни некую Гвинмари (Gwinmarie): брак вскоре был заключен.
Гвинмари была сварливая женщина. Её поведение стало для мужа постоянным источником тягостных испытаний. Гоммер терпел не жалуясь, ожидая свое утешение только от Бога. Будучи обязан следовать за королём Пипином в различных войнах, которые он проводил в Ломбардии, в Саксонии и в Аквитании, он был по необходимости удален от жены на протяжении восьми лет. По возвращении он нашел дела своего дома в самом печальном состоянии. Слуги, фермеры и вассалы жаловались на нападки, которые они должны были терпеть. Он удовлетворил все их просьбы.
Отправившись в паломничество в Рим, Гоммер однажды вечером решил свалить дерево на краю леса, чтобы соорудить себе ночлег. Его застал владелец леса и стал ему угрожать из-за причинённого ущерба. Гоммер извинился и обещал его возместить. Он провел ночь в молитвах и на следующее утро соединил две части дерева, которое стала внезапно таким же крепким, как и было раньше. Владелец, возвратившись и увидев своё дерево стоящим и зелёным, восхитился чудом, и не сочтя себя достойным обладать землей, на которой остановился передохнуть столь святой человек, отдал землю вместе с деревом. Св. Гоммер получил откровение не продолжать паломничество, а отойти в пределы свои, в Нивесдонк (Nivesdonck). Он повиновался воле Божией и воздвиг церковь в честь святого Петра, построил себе хижину и поселился в ней.
Гоммер не оставил при этом заботу о своей семье: время от времени он отправлялся к себе в Эмблехем. Он одевал, кормил и поил нищих. Он проявлял особую заботу о больных, чтобы они ни в чём не испытывали нужды. Он обеспечивал паломников всем необходимым, помогал вдовам и был их защитником.
Между тем, Гвинмари продолжала дурно обращаться со своими слугами. Однажды, когда жнецы мучились жаждой, она не позволила им сделать перерыв на отдых. Но святой Гоммер пронзил землю своим посохом, и извёл из земли воду, чтобы утолить их жажду. Этот источник по сей день имеется в деревне Эмблехем. Его жена была поражена столь жестоким жаром, что стала готовиться к концу. Она попросила известить об этом Гоммера, который ему возвратил ей прежнее здоровье крестным знамением и стаканом воды поднесённой ей воды. Своей добротой и своими просьбами, он полностью преобразил её. Гвинмари провела остаток жизни в покаянии.
Святой Ромбо (Rombaut), который оставил епископство Дублина, отправился в Бельгию и просветить её земли своим учением и своими делами. У него завязалась со св. Гоммером столь тесная дружба, что они определили место, называемое Стадек (Stadek), между своими жилищами, куда оба сходились в установленный день для богословских дискуссий. При каждой их встрече случалось большое стечение народа. Наконец, там было решено построить молельню, где в день встречи они служили Божественную литургию.
Святой Гоммер скончался 11 октября 774 или 775 года.
В западной иконописной традиции его изображают в разговоре о вере со св. Ромбо, держащим посох на котором, как и на посохе его собеседника, распускаются листья.
Тело святого сначала было погребено в церкви Эмблехема, где он скончался. Но Бог открыл св. монахине по имени Врахильда (Vrachilde), что он должен был быть похороненным в церкви святого Петра, что была рядом с его отшельнической хижиной. Тело положили в корабль, чтобы перевезти его туда. И тогда корабль понёс себя, без парусов, без весел и без рулевого против течения, покуда не прибыл на место, указанное Божественным Провидением. Это место, называвшееся Нивесдонк, было вскоре названо Ледо (Ledo) или Леди (Ledi). Именно это имя было дано этому месту при разделе королевства, которое имело место в 870 при Лотаре, короле Австразии (Austrasie). Наконец, наплыв паломников породил город Льерр.
Мощи святого хранились много веков в часовне, построенной им самим. Затем они были перененсены в красивую коллегиальную церковь св. Иоанна, которая стала называться церковью св. Гоммера. Сейчас это приходская церковь. Эти мощи, достоверность которых была констатирована в 1804 архиепископом Малинэ Жан-Арманом Рокелором (Jean-Armand de Roquelaure), хранятся в великолепной серебряной раке, сделанной в 1682 году.
Литература
- "Petits Bollandistes", 7ième édition, Bar-le-Duc 1876.
Использованные материалы
- Saint Herman Calendar St. Herman Press. P.O. Box 70, Platina, CA 96076
- https://web.archive.org/web/20071030201902/http://days.pravo...htm
- SAINT GOMER ou Gumar D'EMBLEHEM, confesseur, diocèse de Malines (B) (+ 774)
[1] "St. Gommar, patron of Lier (Neth.) (775)" // Календарь англоязычной версии портала Православие.Ru, https://orthochristian.com/calendar/20211011.html
[2] "† ca 770 Gummarus van Lier" // Календарь на голландском римо-католическом сайте Heiligen, https://www.heiligen.net/heiligen/10/11/10-11-0770-gummarus.php.
[3] "Guntmar von Nivesdonck" // Календарь на немецком римо-католическом сайте Ökumenisches Heiligenlexikon, https://www.heiligenlexikon.de//BiographienG/Guntmar_von_Niv...tml
[4] "Преп. Гоммера, покровителя Льеррскаго (774)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Oct-2019.pdf.