Артемон (Артемий) Селевкийский, Солунский [1] (I-II в.), епископ Селевкийско-Сидерский, святитель
Память 24 марта
Родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил святого Артемона первым епископом этого города, как наиболее достойного. Святитель Артемон мудро окормлял вверенную ему паству и снискал себе славу заступника бедных и гонимых.
Скончался в глубокой старости.
Краткие греческие жития Артемона содержатся в Минологии Василия II [2], в Синаксаре Константинопольской церкви X в. [3], а также в Императорском минологии [4].
Наиболее раннее свидетельство почитания свт. Артемона на Руси - упоминание его памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. [5]. Последование святителю Артемону в рус. служебных Минеях неизвестно, но оно находится в составе болг. праздничной Минеи [6] 2-й пол. XIV в. В рус. Минею XII в. [7] включен канон, озаглавленный «Священномученика Арфемона, епископа Селевкия», но относящийся к сщмч. Артемону Лаодикийскому.
В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод которой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие святителя помещено под 22 марта; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в., - под 24 марта.
Гимнография
По одной из греч. рукописей визант. периода [8] известен анонимный канон св. Артемону. 4-го гласа без акростиха; начало - «Τὸν ἐν ἀσκήσει, ὡς ἐν θαλάσσῃ» (греч.- В подвигах, как в море). В совр. богослужебной практике православных Церквей последование свт. Артемону не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь свт. Артемону [9].
Иконография
Изображается в святительском облачении (фелони, омофоре), с кодексом в руках: на фреске в Успенском соборе во Владимире, ок. 1189 г. [10]; на вологодской минейной иконе на март, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе XVIII в. (Музей икон г. Рекклингхаузена). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова (XVIII в.) под 24 марта о свт. Артемоне сказано: «Сед, плешив, брада Афанасия, на конец раздвоилася, ризы кресты киноварь, амфор [омофор] и Евангелие» (С. 83).
Литература
- BHG, N 2047;
- ActaSS. Mart. T. 3. P. 472-473;
- SynCP. Col. 557-558;
- ЖСв. Март. С. 452-453.
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 114;
- Bardy G. Artémon (3) // DHGE. T. 4. Col. 799;
- ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 266;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 59.
Использованные материалы
- О. Н. Заец, В. Е. Сусленков. "Артемон (Артемий)" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 465-466
- Житие на сайте Православие.ру
[1] В древних славянских святцах "Селевкийский" писалось как "Селеоукинский", из чего явилось "Селоунский". Впрочем, и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский. Во 2-й половине XVII века эти два наименования ошибочно отнесли к разным лицам. Эта ошибка до сих пор сохраняется в официальных календарях РПЦЗ (см., напр., Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей), http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id...=ru.
[2] PG. 117. Col. 363-364
[3] SynCP. Col. 557
[4] Ath. Cutl. 23, XII в. Fol. 215-217
[5] Апракос Мстислава Великого. С. 261
[6] ГИМ. Хлуд. 152
[7] РНБ. Соф. 199. Л. 3-5
[8] AHG. T. III. P. 241
[9] Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 175
[10] В. Н. Лазаревым ошибочно назван вмч. Артемием Антиохийским