Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРТЕМОН СЕЛЕВКИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Артемон (Артемий) Селевкийский, Солунский [1] (I-II в.), епископ Селевкийско-Сидерский, святитель

Память 24 марта

Родился и жил в Селевкии Писидийской (Малая Азия). Он был благочестив и добродетелен, поэтому святой апостол Павел, придя в Селевкию, поставил святого Артемона первым епископом этого города, как наиболее достойного. Святитель Артемон мудро окормлял вверенную ему паству и снискал себе славу заступника бедных и гонимых.

Скончался в глубокой старости.

Краткие греческие жития Артемона содержатся в Минологии Василия II [2], в Синаксаре Константинопольской церкви X в. [3], а также в Императорском минологии [4].

Наиболее раннее свидетельство почитания свт. Артемона на Руси - упоминание его памяти в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. [5]. Последование святителю Артемону в рус. служебных Минеях неизвестно, но оно находится в составе болг. праздничной Минеи [6] 2-й пол. XIV в. В рус. Минею XII в. [7] включен канон, озаглавленный «Священномученика Арфемона, епископа Селевкия», но относящийся к сщмч. Артемону Лаодикийскому.

В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод которой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие святителя помещено под 22 марта; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в., - под 24 марта.

Гимнография

По одной из греч. рукописей визант. периода [8] известен анонимный канон св. Артемону. 4-го гласа без акростиха; начало - «Τὸν ἐν ἀσκήσει, ὡς ἐν θαλάσσῃ» (греч.- В подвигах, как в море). В совр. богослужебной практике православных Церквей последование свт. Артемону не поется. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь свт. Артемону [9].

Иконография

Изображается в святительском облачении (фелони, омофоре), с кодексом в руках: на фреске в Успенском соборе во Владимире, ок. 1189 г. [10]; на вологодской минейной иконе на март, кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе XVIII в. (Музей икон г. Рекклингхаузена). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова (XVIII в.) под 24 марта о свт. Артемоне сказано: «Сед, плешив, брада Афанасия, на конец раздвоилася, ризы кресты киноварь, амфор [омофор] и Евангелие» (С. 83).

Литература

  • BHG, N 2047;
  • ActaSS. Mart. T. 3. P. 472-473;
  • SynCP. Col. 557-558;
  • ЖСв. Март. С. 452-453.
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 114;
  • Bardy G. Artémon (3) // DHGE. T. 4. Col. 799;
  • ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 266;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 59.

Использованные материалы



[1]  В древних славянских святцах "Селевкийский" писалось как "Селеоукинский", из чего явилось "Селоунский". Впрочем, и в некоторых греческих памятниках святитель назван Солунским. Святитель Артемон (или Артемий) обозначался в месяцесловах или как Селевкийский, или как Солунский. Во 2-й половине XVII века эти два наименования ошибочно отнесли к разным лицам. Эта ошибка до сих пор сохраняется в официальных календарях РПЦЗ (см., напр., Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей), http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id...=ru.

[2]  PG. 117. Col. 363-364

[3]  SynCP. Col. 557

[4]  Ath. Cutl. 23, XII в. Fol. 215-217

[5]  Апракос Мстислава Великого. С. 261

[6]  ГИМ. Хлуд. 152

[7]  РНБ. Соф. 199. Л. 3-5

[8]  AHG. T. III. P. 241

[9]  Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 175

[10]  В. Н. Лазаревым ошибочно назван вмч. Артемием Антиохийским

Редакция текста от: 18.08.2016 20:50:33

"АРТЕМОН СЕЛЕВКИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google