Икона Божией Матери "Никопея" ("Победоносная"). Икона X-XII вв., Венецианский собор св. Марка. |
Празднование 15 августа (Греч. местн. [1])
Иконографический тип отличается тем, что Богородица изображена держащей Богомладенца (в медальоне или без него) обеими руками прямо перед Собой. Божия Матерь может быть представлена как погрудно, так и в рост, и восседающей на престоле [2].
Название "Никопеи" - "Победительницы" - закрепилось за образом благодаря эпитету на печати проедра и паракимомена Иоанна XI века. При этом для ростовых изображений Богородицы Никопеи используются также эпитеты "Махеритисса" (по названию Махерского монастыря на Кипре) и "Кириотис(с)а" ("Госпожа", "Владычица") [3].
Наиболее известным отражением иконографического типа Никопеи в русской иконографии являются иконы Державная и "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Влияние Никопеи также усматривают в образе Албазинской иконы Божией Матери [4].
Богоматерь Никопея на тетартероне Михаила VII, Константинополь, 1072-1078 гг. |
История
Существует предание о том, что первоначальная икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой.
К VI веку образ обрёл особое почитание в Константинополе. К тому времени относятся первые ныне известные примеры изображений Никопеи, встречающиеся на печатях императора Маврикия, которого, по преданию, икона сопровождала в его войнах. Этот образ стал первой иконой Богородицы появившейся на царских печатях. Никопея стала почитаться защитницей императорского дома и эмблемой триумфов визнатийских войск над врагами, перед ней войска просили заступничества в преддверии битв.
Доиконоборческий поясной образ Богордицы Никопеи был обретен в первой половине XI века во время реставрационных работ в Константинопольском Влахернском храме при императоре Романе Аргире. В иконоборческий период образ Никопеи исчез с императорских печатей, но в X веке опять появился - теперь на византийских монетах. В XII веке император Иоанн II Комнин украсил этим образом свою триумфальную колесницу, император Андроник I Комнин поместил изборажение стоящей Богородицы Никопеи-Кириотисы на монеты. Впоследствии изображения Богородицы Никопеи на престоле встречаются на византийских монетах до XIV века.
Константинопольский-Венецианский список
Наиболее известный ныне Константинопольский-Венецианский образ Богородицы Никопеи датируется X-XII веками. Накануне поражения ромеев и разграбления Константинополя во время IV Крестового похода икона была захвачена и привезена в Венецию дожем Энрико Дандоло в 1204 году. С тех пор она находилась в Венецианском соборе святого Марка.
До 1618 года образ размещался в ризнице собора и выставляся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам. Впоследствии икону расположили в отдельной боковой капелле собора. При этом образ был закрыт специальным киотом и детали его иконографии оставались неизвестными. Еще в начале XX века исследователи религиозного искусства воспроизводили в своих трудах очень приблизительные описания иконы и изображения, далеко отстоящие от оригинала. В своем труде "Иконография Богоматери", изданном в 1911 году, петербургский профессор Кондаков писал: "Знаменитая Мадонна Никопея, (...) как известно, закрыта, начиная от головы Младенца, особой завесой, и поэтому остается неизвестной, в точности, со стороны своей композиции" [5].
В рамках реформаторских инициатив в Римо-католической церкви после её II Ватиканского Собора, в 1969 году была проведена реставрация иконы, после чего она была выставлена уже без киота. Ныне образ находится в северном приделе собора. Икона заключена в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями.
Икона Божией Матери Никопея-Кириотисса |
Литература
- Лихачев Н. П., Историческое значение итало-греческой живописи, СПб., 1911, с. 73, 75.
- Кондаков Н. П., Иконография Богоматери, Пг., 1915, т. II, с. 126.
- Seibt W., "Der Bildtypus der Theotokos Nikopoios. Zur Ikonographie der Gottesmutter-ikone, die 1030/31 in der Blachernenkirche wiederaufgefunden wurde", BTZANTINA, Thessaloniki, 1985, T. 13, S. 555.
- Seibt W., "Die Darstellung der Theotokos auf byzantinischen Bleisiegeln, besonders im 11. Jahrhundert", SBS, 1987, 1, S. 44-45.
Использованные материалы
- Шандровская В. С., "Печати и монеты византийских императоров с изображением Богоматери", Византийский временник, т. 58, 1999, сс. 196-197:
- Дорошенко К., "Икона Богоматери Никопеи для Украинской греко-католической церкви", Русская народная линия, 27 июня 2002, по материалам газеты День (Киев):
- "Кириотисса («Никопея»)", сайт Православные иконы Божией Матери:
- "Икона Божьей Матери «НИКОПЕЯ»", сайт об иконах, молитвах и явлениях Пресвятой Богородицы:
- Михайлова (Посашко) Валерия, Ястребов Алексий, свящ., "«Сначала венецианцы, потом - христиане»", журнал Фома, 25 февраля 2011:
- "Богоматерь на тетартероне Михаила VII", раздел "Христианские образы и символы на византийских монетах", сайт Христианская икона. Центр Восточнохристианской культуры:
[1] Празднование на греческом острове Китнос, в посвященном Божией Матери храме "Никус", название которого происходит от иконы Никопеи. По преданию, храм построен на развалинах древней церкви, из которой икона была взята в Венецию. См. страницу греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/3386/saint.aspx
[2] Так в классификации Лихачева - см. Лихачев Н. П., Историческое значение итало-греческой живописи, СПб., 1911, с. 73 - которой следует Шандровская. См. Шандровская В. С., "Печати и монеты византийских императоров с изображением Богоматери", Византийский временник, т. 58, 1999, с. 196.
[3] Некоторые исследователи выделяют ростовые образа в отдельный иконографический тип. Так, Зайбт собственно "Никопеей" называет погрудный образ, а стоящую Богородицу Никопею именует "Махеритиссой". См. Шандровская В. С., "Печати и монеты византийских императоров с изображением Богоматери", Византийский временник, т. 58, 1999, с. 196, со ссылкой на Seibt W., "Die Darstellung der Theotokos auf byzantinischen Bleisiegeln, besonders im 11. Jahrhundert", SBS, 1987, 1, S. 44-45.
[4] http://ikons.narod.ru/OPravoslavnoyIkone118.htm
[5] Цит. по ст. Дорошенко К., "Икона Богоматери Никопеи для Украинской греко-католической церкви", Русская народная линия, 27 июня 2002, по материалам газеты День (Киев), http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/06/27/ikona_bogomater...vi/