Преподобный Марон, пустынник Сирийский |
Память 14 февраля
Преподобный Марон избрал для себя подвиг безпокровного жития. Поставив себе эту цель, он взошёл на одну гору, которую чтили язычники (она находилась недалеко от города Кирра в Сирии, в двух днях пути от Антиохии), нашёл там оставленный язычниками храм, посвятил его истинному Богу и поселился при нём. Почти всё время он проводил под открытым небом - в молитве, бдении, трудах и строгом посте. Хотя через некоторое время он построил для себя небольшой шалаш, но пользовался им редко, уступая его приходившим к нему больным. За свою богоугодную жизнь Марон сподобился от Бога дара исцелений: силою своей молитвы он исцелял разные болезни и изгонял бесов. Обращавшимся к нему за назиданием преподобный советовал быть воздержанными, заботиться о своём спасении, опасаться любостяжания и гневливости. Святой Марон основал также много обителей и подвигами поста наставил многих иноков, угодивших Богу. Среди них - преподобные Иаков Отшельник, Лимний и Домнина. Перенеся множество различных недугов, после кратковременной болезни святой оставил эту жизнь и с миром отошел ко Господу в около 433 года [1]
В старых русских книгах память озаглавлена: "Преподо́бнаго Ма́рона, пусты́нника Сири́йскаго, и́же избавля́ет от огневи́цы и тряса́вицы" [2].
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Прп. Марон пустынник. Русская икона XIX в. |
Ин тропарь, глас 4
Пресве́тлое житие́ твое́, о́тче Ма́роне,/ А́нгелы удиви́ло е́сть,/ и бесо́вская шата́ния я́ве устраши́./ Ве́рных же собран'ия све́тло украси́,/ к Небе́сному Христо́ву жили́щу, повелева́я ше́ствовати всегда́./ Его́же моли́ от тли́ и бе́д изба́вится,// ве́рою творя́щим всечестну́ю па́мять твою́.
Ин тропарь, глас 2
Фарисе́йскаго тщесла́вия удаля́яся,/ преподо́бне о́тче на́ш Ма́роне,/ на го́ру высо́кую возше́л еси́,/ и та́мо побе́ду показа́л еси́ на диа́вола:/ тре́бище бо бесо́вское обре́т и Бо́гу освя́тив,/ в не́м пребы́л еси́,/ моли́твами твои́ми огневи́цу и тряса́вицу утоля́я,/ и бе́сы прогоня́я,/ и от разли́чных неду́г свобожда́я./ Того́ ра́ди, свя́те, моли́ся Христу́ Бо́гу,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 5
Страсте́й пе́щь, преподо́бне, угаси́л еси́, воздержа́ния росо́ю./ Дарова́нием обогати́лся еси́ исцеле́ний от Бо́га, Ма́роне,/ прия́л еси́ цели́ти ве́рным боле́зни тя́жкия,/ и бесо́в отгони́ти полки́.// Сего 'ра́ди с весе́лием почита́ем тя.
Молитва [3]
О, возлю́бленная и свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче на́ш Ма́роне! Назира́й свы́ше ми́лостивно на́с гре́шных, и моли́ся Всеще́дрому Влады́це и все́х бла́г Пода́телю Бо́гу о соблюде́нии держа́вы на́шея, и да сохрани́т ея́ от все́х враго́в це́ло и неврежде́нно, во Го́споде на́шем Иису́се Христе́. Бу́ди же моле́бник и о на́с недосто́йных. К стра́шному Го́споду Савао́фу честне́и свои́ ру́це в ча́с се́й простри́, и от Него́ ми́лость и щедро́ты испроси́, и приими́ ны́ во свое́ хода́тайство и заступле́ние, от все́х бе́д и лю́тых боле́зней на́с сохрани́, и от вся́ких страсте́й свободи́, та́кожде от нестерпим'ыя и неутиши́мыя огневи́цы и тряса́вицы моли́твами твои́ми изба́ви на́с, и от нападе́ния бесо́в: от ви́димых и неви́димых враго́в соблюди́, и согреше́ниям на́шим проще́ние испроси́, и спасе́ны Христу́ предста́ви, ны́, во еж'е в де́нь Стра́шнаго Суда́, с ра́достию предста́ти на́м пред лице́м неизрече́нныя сла́вы Его́ сподо́би, и ми́лостивное призва́ние в Ца́рство Небе́сное от Него́ услы́шати, и в неизрече́нной ра́дости пресла́вную Его́ лица́ добро́ту узре́ти, благода́тию и человеколю́бием Го́спода Бог'а и Спа́са на́шего Иису́са Христа́: я́ко держа́ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Использованные материалы
- Краткие жития в календаре на портале Православие.RU:
- Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых:
- Минея-февраль, изд. Московской Патриархии, с. 540-541, 544, 546 (молитвословия):
- http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb540.html
- http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb541.html
- http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb544.html
- http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb546.html
- Страница старого сайта Самарской епархии:
[1] Свт. Димитрий Ростовский указал дату как конец IV века, однако существует письмо святого Иоанна Златоуста к преподобному Марону, датируемое приблизительно 405 годом. Большинство источников указывают 433 год как приблизительную дату кончины святого. См., напр., Житие в Минее-февраль, издание Московской Патриархии, с. 547, http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb547.html.
[2] Минея-февраль, изд. Московской Патриархии, с. 540, http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb540.html
[3] Реконструирована по двум источникам: Минее-февраль, издательство Московской Патриархии, и публикации на старом сайте Самарской епархии. В первом источнике, изданном в советское время, опущены прошения о сохранении "державы нашея... во Господе нашем Иисусе Христе"; во втором - сделаны самочинные правки (в частности, упоминание "Страшного Господа Саваофа" заменено на "Всеблагаго Господа"), иногда с нарушением смысла текста.